Он слишком молодо выглядит, слишком удачлив, и слишком стремительной является его карьера. Неординарно всё то, что он делает. Это вызывает зависть и брюзжание со стороны недоброжелателей: «У него и фамилия слишком красивая, наверняка придуманная. Это всё не просто так: мальчишка работает на главных оперных сценах страны, издевается над классикой, как хочет, никто одернуть его не может! Кто-то его продвигает…»
От таких разговоров Василия Бархатова может защитить только работа, режессура постановок такого уровня, чтобы было понятно, что продвигает его собственный талант, а за спиной – убежденность в своих решениях, фантазия, любовь к музыке, культурная эрудиция и много ещё чего…
Всё дело в балалайке
Он родился в 1983 году в Москве, в семье журналистов. Детство Василия Бархатова проходило в нормальных условиях спального столичного района с беготней по гаражам и крышам. Но статус интеллигентной семьи диктовал некоторые стандарты в воспитании. Среди них – музыкальная школа. Планировались занятия модной гитарой, но рука у мальчика, когда его привели в Дом детского творчества, была еще маленькая, и родителям посоветовали отдать сына в класс балалайки. Этот народный инструмент и стал для него специализацией в среднем музыкальном образовании.
Он говорит, что детской мечты о занятиях оперной режиссурой не имел. История с выбором жизненного пути в изложении Василия Бархатова проста. Знакомство с Розеттой Яковлевной Немчинской, профессором факультета музыкального театра из ГИТИСа, было случайным. В отличие от других педагогов, считавших, что режиссура – профессия для людей с жизненным опытом, она принимала на свой курс и совсем молодых ребят. Чтобы не оказаться в армии и иметь шанс на поступление в вуз, Василий стал заниматься с Розеттой Яковлевной. В возрасте 16 лет он стал студентом ГИТИСа, кафедры режиссуры и мастерства актёра музыкального театра.
Василий Бархатов — биография и начало пути
Когда речь заходит о Василии Бархатове, можно услышать, что он еще не достиг того возраста, когда следует серьезно воспринимать заслуги человека.
Как бы то ни было, в свои довольно молодые годы, а Василию только 34 года, он – член Общественной палаты и советник по культуре и искусству. Кроме этого, он руководит оперной группой.
Довольно часто то, что делал и как жил знаменитый человек в ранние годы, никак не связано с тем, чего он добился с возрастом. Бархатов – ребенок советских журналистов. Он родился в Москве 29.07.1983 года.
Если проанализировать, каким было детство знаменитости, то ничего особенного в нем не было. Он точно так, как и все мальчишки, носился по району, купался в местной речке, бегал по крышам гаражей, лазал по деревьям и строил там домики.
Его интеллигентные родители были уверены, что ему непременно нужно знать и уметь больше, чем обычная дворовая ребятня. Именно поэтому было решено отдать сына в музыкальную школу. Его мама подумала, что мальчику подойдет такой романтичный инструмент, как гитара.
Но выбор женщины не соответствовал истинному положению дел. Дело в том, что руки Василия были недостаточно длинными, чтобы играть на этом инструменте. Поэтому вместо гитары он учился игре на балалайке. Барахтов-младший не хотел подводить свою родительницу и получил среднее музыкальное образование по классу балалайки.
Первая постановка
Он часто говорит, что со времен организованных культпоходов школьников в оперный театр, когда залы наполнялись по обязательной разнарядке распределением билетов в учебные и трудовые коллективы, чувствует органическую непереносимость спектаклей, на которые зрителя можно загнать только насильно. Поэтому для постановок ему интересны редко исполняемые, неординарные произведения, а для классических опер ищутся новые идеи, новый взгляд, новая форма.
Первым музыкальным спектаклем Василия Бархатова стал «Дневник исчезнувшего» (2004), поставленный в «Геликон-опере» по вокальному циклу Леоша Яначека. Эта сцена часто предоставляется для дебютов молодым музыкантам, привлекая огромный интерес критики и публики. Так случилось и с постановкой 21-летнего режиссера, ставшего и художником-постановщиком этой мини-оперы. Такие спектакли принято называть нашумевшими.
Путь в Мариинку
В 2005 году из стен ГИТИСа вышел новоиспеченный режиссер-постановщик музыкальных спектаклей Василий Бархатов. Биография его началась с Ростовского государственного музыкального театра, где им была поставлена оперная дилогия «Директор музыки» из двух произведений Моцарта и Сальери — авторов, чьи имена, просто поставленные рядом, уже рождают множество ассоциаций.
В это время художественный руководитель Мариинского театра в Петербурге Валерий Гергиев искал постановщиков для нового проекта. Его целью было сценическое воплощение всех произведений Шостаковича, написанных им для музыкального театра. Одним из участников проекта стал и Бархатов. Василий – режиссер, которого рекомендовало руководство Ростовского музыкального театра — поставил в Мариинке в 2006 году оперетту «Москва-Черёмушки». Позднее этого неожиданного Шостаковича представляли европейской публике в Лондоне.
«Золотая маска»
Гергиева Бархатов считает своим настоящим крестным отцом. Когда в 2007 году он пригласил Василия в Мариинку, для постановки была выбрана редкая опера – «Енуфа» Яначека. Этот спектакль, как и многие последующие постановки Бархатова, был номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска».
Неожиданные идеи молодого постановщика воспринимались как провокация. Таких ходов было много. Один из самых эпатажных – ввод в спектакль по опере Берлиоза «Бенвенуто Челлини» персонажа, изображающего главного героя в старости. Некоторых шокировал выбор актера для этой роли, который сделал Василий Бархатов. Фото Сергея Шнурова, стоящего на сцене Мариинки, долго еще будет будоражить оперных эстетов.
На главную театральную премию страны спектакли Бархатова номинировались часто:
- опера А. Смелкова «Братья Карамазовы» (2009) в Мариинке,
- мюзикл Мишеля Леграна и Жака Деми «Шербургские зонтики» (2010) в музыкальном театре «Карамболь» (Санкт-Петербург),
- опера Р. Щедрина «Мертвые души» (2011) в Мариинке,
- опера Вагнера «Летучий голландец» (2014) в Михайловском театре и другие.
Талантливая семья отец и дочь: Гегам и Асмик Григоряны.
Итальянская страсть и отчаяние, с которыми, по словам самого композитора, Пуччини воспринял сюжет оперы «Манон Леско», страсть и отчаяние, которыми дышат все его партитуры, передает богатый голос молодой певицы, заставляющей вспомнить в этих партиях великую Марию Каллас.
В период работы над оперой «Демон» Антона Рубинштейна, исполненной в Концертном зале им. П.И. Чайковского в 2015-м году, режиссер Дмитрий Бертман говорил об Асмик Григорян (Тамаре): «Это сюрприз, это подарок! Это безумно талантливая певица, актриса. Она абсолютно сенсорная, достаточно сказать – она немедленно понимает “дорогу”. Навигация актерская потрясающая». А ее партнер, Дмитрий Хворостовский (Демон) оставил о ней пророческий отзыв: «Асмик я знаю с детства, так как она дочка моего большого друга, Гегама Григоряна, с которым я работал, которого я знаю безумное количество лет. Огромная сила внутренняя в человеке и в актрисе. И это не чувствовать нельзя. Это способствует и моему собственному какому-то росту, что ли… Поэтому я испытываю огромнейшее наслаждение, работая с таким человеком. Удивительная актриса. Любите ее, замечайте! Она достойна этого!»
Спустя два года Асмик была удостоена Международной оперной премии (The International Opera Awards, Лондон, 2017) в номинации «Лучшая молодая певица». В этом же, 2020 году, Григорян дебютировала на Зальцбургском фестивале – своеобразном трамплине для международной карьеры музыкантов – в партии Мари из оперы «Воццек» Альбана Берга (постановка Уильяма Кентриджа), а на следующий год на этом же фестивале исполнила партию Саломеи в одноименной опере Рихарда Штрауса в постановке всемирно известного режиссера Ромео Кастеллуччи. Восторженная пресса назвала певицу звездой.
Последнее время она задействована в спектаклях начала ХХ века. Но в ее репертуаре были также Глюк, Гендель, Моцарт, Верди. А партию Татьяны из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского она пела в постановках как минимум трех, совершенно разных, режиссеров: Барри Коски, Дмитрия Чернякова и Василия Бархатова.
Асмик Григорян родилась в Вильнюсе, в семье известных певцов Ирены Милькявичюте и Гегама Григоряна. Училась в Национальной школе им. Микалоюса Чюрлёниса, а затем в Литовской академии музыки и театра. Дважды становилась лауреатом главной театральной премии Литвы «Золотой крест сцены». Певицу слышали в Ла Скала и в Метрополитен-опере, в Мариинском и Михайловском театрах, в Латвийской национальной опере, в Берлине, в Висбадене, Опере Кельна, Театре-ан-дер-Вин, Римской опере, и в других крупнейших театрах Европы.
В этот вечер ее партнером по сцене выступит Мигран Агаджанян – III премия последнего XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского. «Идеально выровненные регистры, откалиброванность нот, чувство стиля и меры, владение собой, корректная интерпретация отличали его выступление в полуфинале. Наряду с арией Альфреда из “Травиаты” звучала и песня “Крунк” Комитаса, и “В том краю” Свиридова на стихи Есенина. И все это были абсолютно зрелые интерпретации, выгодно выделявшие 26-летнего певца среди многих старших коллег на конкурсе»
, – писала пресса перед финалом престижнейшего состязания.
Слушая этот удивительной красоты голос, про который легендарная Рената Скотто сказала «создается впечатление, что ты внук Доминго…»
, трудно поверить в то, что перед нами еще и дипломированный пианист, лауреат международных фортепианных конкурсов и концертирующий дирижер, основатель Молодежного симфонического оркестра Санкт-Петербурга.
Мигран Агаджанян окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования у Владимира Альтшулера и по классу фортепиано у Владимира Мищука. Начал заниматься вокалом под руководством Владимира Экнадиосова, преподавателя Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова. Прошел курс обучения в оперной студии Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, где обучался у Ренаты Скотто и Джузеппе Саббатини. В 19 лет стал победителем Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Был участником молодёжной программы Лос-Анджелесской оперы, стажировался в Метрополитен-опере и Лирической опере Чикаго.
Удивительно, что у артистов столь высокого уровня пока почти нет дискографии. Тем ценнее услышать их «вживую». По словам Асмик, «искусство – для того, чтобы делать каждого из нас лучше, чем мы есть сегодня, вне зависимости от того, сколько человек прочитал книг и сколько он всего знает. Если это искусство настоящее, оно должно хоть как-то задевать и как-то трогать, меняя в нас хоть что-то».
https://zaryadyehall.com/afisha/opera/asmik-grigoryan-soprano-litva/
Разносторонний режиссер
Обширные интересы и неукротимая энергия Бархатова привели его к участию в проектах, не относящихся к его профильной специальности, а его бурная фантазия и неординарные постановочные методы пригодились и в драматическом театре, и на телевидении. Первой непрофильной постановкой стали «Разбойники» по Шиллеру в Московском драмтеатре имени А. С. Пушкина (2009), затем в «Приюте комедианта» он поставил еще одну драму Шиллера – «Коварство и любовь» (2011).
Спектакль 2012 года в МХТ им. Чехова, который назывался «Новые страдания молодого В.», многим напомнил по стилистике телешоу, постановкой которых Бархатов тоже активно занимался. На Первом канале при его участии были показаны «Оливье-шоу», Yesterday Live, «Призрак оперы» и др.
В 2012 году Бархатов попробовал свои силы в качестве кинорежиссера, поставив фильм «Атомный Иван», сценарий к которому написал тоже сам. А еще он ставил цирковые шоу и снимал клипы.
Но главным для него остаются музыкальные спектакли для российских и зарубежных театров. Среди самых заметных работ:
- оперетта И. Штрауса «Летучая мышь» в Большом театре,
- «Хованщина» в театре Базеля,
- «Антигона» Томмазо Траэтты в венском театре Ан дер Вин,
- «Евгений Онегин» в Национальном театре Литвы и др.
Молодой режиссер: Василий Бархатов
Он ставил в Мариинке «Енуфу» Леоша Яначека и современную оперу Александра Смелкова «Братья Карамазовы» – рискованные вещи, за которые не каждый профи взялся бы. Осенним театральным хитом в Санкт-Петербурге 2009 стали «Шербурские зонтики» Мишеля Леграна – Василий Бархатов не побоялся сравнений с великим фильмом Жака Деми и поставил французский мюзикл в театре «Карамболь». 19 декабря на камерной сцене Филиала Московского драматического театра им. А. С. Пушкина Бархатов выпустил «Разбойников» по романтической драме Фридриха Шиллера, смущающей молодые умы не первое столетие. А в марте на сцене Большого театра впервые за долгие годы появится оперетта «Летучая мышь» – и тоже в постановке Бархатова.
GQ Ты, наверное, часто читаешь в глазах людей плохо скрытое удивление: как, вот этот мальчик и есть режиссер?
ВБ Конечно. Когда я в 22 года попал в Мариинский театр, мне было совсем плохо. Но вот недавно пришел в Большой театр на кастинг собственного спектакля. Так сначала на вахте долго не хотели пускать, а после окончания солистка сокрушалась, что режиссер так и не приехал – хотя только что спела мне две арии.
А называют на репетициях по имени-отчеству?
Мне этого не нужно. От того, что я стану Василием фон ибн Алексеевичем, авторитета не прибавится. В Европе же как-то обходятся без отчеств, и неплохо живут.
С кем интереснее работать – со сверстниками или с теми, кто старше и опытнее?
Ммм… Наверное, все-таки с мастерами. Хотя я им не всегда отваживаюсь сказать, что мне от них нужно. Стараюсь обходными путями заставить этого уважаемого пожилого человека самого предложить мне то, что я от него хочу. И если мне хочется, чтобы он, предположим, покакал прямо на сцене, то я вожу его вокруг да около, пока он не предложит: «Слушайте, а может, мне сесть и покакать?» И я кричу: «Потрясающе, какая гениальная идея!» С молодыми зато проще разговаривать, они сами настроены на какую-то новость.
Что нужно сделать, чтобы подчинить себе солистов?
Единственное спасение – очень четко знать, что ты хочешь от них. Просто пошагово знать, чего ты хочешь добиться от этих людей – и тогда они тебе в конце концов поддадутся. Я должен быстро и убедительно втолковать им свой замысел. В общем, меня слушают, хотя мне самому кажется, что я иногда просто размахиваю руками и мычу. А многие молодые режиссеры, казавшиеся в институте гораздо более рациональными людьми, почему-то не справляются с актерами.
Как ты вообще попал в волшебный мир оперы? Семейная традиция или надуло с улицы?
Надуло. Никаких семейных традиций. Все возможные и невозможные родственники закончили журфак МГУ. Конечно, будучи мальчиком из приличной семьи, я в детстве побывал несколько раз на оперных спектаклях в Большом и в Кремле. Но в театральный поступать не собирался, а думал связать свою жизнь с компьютерным программированием…
…И учился в физматшколе?
Нет, все-таки с гуманитарным уклоном была гимназия. А за год до окончания в дом буквально ниоткуда залетела бумажка – список обязательной литературы для поступающих в Академию театрального искусства. И еще папа сказал, что где-то встретил женщину по имени Розетта Немчинская, и она якобы не против на меня посмотреть. Мне разрешили пропустить на один день школу, я выучил стишок и пошел к этой незнакомой женщине. Прочитал ей Бодлера – и она мне сказала фразу, которую я запомнил навсегда: «Ну, мальчик ты хорошенький, чистенький, давай пообщаемся». Я тогда совершенно не знал, что она профессор ГИТИСа, и, когда тетя Розетта предложила мне поступать к ней на режиссуру музыкального театра, я не сразу осознал, какое счастье на меня свалилось. Никаких Альбанов Бергов и Рихардов Штраусов, Бриттенов и Яначеков я тогда не знал, а знал, как и положено мальчику, Чайковского и Моцарта. Видимо, сыграло свою роль нежелание остаться на улице. Если есть шанс куда-то влезть, подумал я, надо влезть, а там будет видно. Главное – быть не самым бездарным. Постепенно я стал понимать, что могу этим заниматься.
Когда это произошло?
На втором курсе. До того я был просто зрителем хороших спектаклей.
А ты и сейчас очень много смотришь – все время вижу тебя на премьерах. Чужие идеи не мешают собственным замыслам?
Наоборот. В вакууме невозможно существовать, невозможно отсчитывать мир только от себя. Перед тем как ставить спектакль, я смотрю все постановки этого произведения, которые можно достать. Конечно, чем они бесцветнее, тем больше импульсов для фантазии я от них получаю.
Компьютерное программирование осталось в жизни? Ты технически продвинутый человек?
Как пользователь – да. Люблю разные приспособления.
Как по-твоему, опера является современным искусством, она как-то соотносится с тем же техническим прогрессом?
Да, конечно. Она и была всегда современным искусством. Еще не так давно оперы Верди были таким же отражением реальности, как сегодня – фильмы Альмодовара.
Ты только что выпустил «Разбойников» в Драматическом театре имени Пушкина, но выходит, что бегство в драматический театр – явление временное?
Хочу понять, получится или нет. Времена советских разнарядок – если написано в дипломе «музыкальный театр», то и ставь свои оперы до гроба – прошли. Нет никаких границ сегодня. А Шиллер – достаточно сложный автор для пробы пера.
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Возмутитель спокойствия
Никогда не угомонятся те, кого больше всего в жизни интересует, кто жена Василия Бархатова (с 2020 года — оперная певица Асмик Григорян), да где он спит, да что он ест. Он же давно протестует, когда его называют самым молодым режиссером мира, и просит обсуждать не его молодость и личную жизнь, а его работы в опере, театре, телевидении и кино.
Постановки Василия не остаются без внимания. Ими восхищаются те, кто хочет возрождения массового интереса к оперному искусству, их ненавидят те, кто охраняет классические традиции. Остается надеяться, что в будущем Бархатов предоставит нам еще очень много поводов для споров.
Личная жизнь Василия Бархатова
Северная столица оказалась для Василия Бархатова городом удачи. В Петербурге молодой режиссер обрёл своё личное счастье. После того как он увидел Марию на сцене, она просто не выходила у него из головы. Будучи человеком активным и далеко не робким, с Машей он поначалу боялся даже заговорить, а потом пригласил её в свой спектакль, в надежде почаще встречаться с дорогим ему человеком.
Первая жена Василия — Маша
Однажды Бархатов предложил Маше попить кофе, а спустя некоторое время, они поженились. Сейчас у них растёт чудо-ребёнок Полина. Маша и её мама — известный балетный педагог, как-то во время семейного просмотра балетного шоу спросили у девочки, хочет ли она танцевать, и ребёнок сказал: «Да!». После этого Поля встала со стула и показала родителям танцевальные движения, которым девочку никто не учил. Гены балерины в третьем поколении даже в полтора года дают о себе знать! Однако личная жизнь Василия и Марии не задалась.
Василий Бархатов с женой и дочерью Полиной
В 2014 году, когда В. Бархатов работал в Михайловском театре над оперой «Евгений Онегин», он был очарован оперной певицей из Литвы Асмик Григорян (сопрано), исполнявшей партию Татьяны. Красавица Асмик (1981) в 2020 году стала законной женой Василия Бархатова. Сам Василий на сцене не поёт. Он получил музыкальное образование в школе имени Дмитрия Шостаковича (класс балалайки).
На фото: Василий Бархатов и Асмик Григорян