Биография
Леонид Кулагин родился в семье простых рабочих. Раннее детство мальчика прошло на берегу могучей сибирской реки Лены. А в школу он пошел уже в Горьком (Нижний Новгород), родном городе отца. Он-то и привел сына в театр, сам того не желая.
Актер вспоминает: «Отец мой, классный радиомеханик, не мог по специальности устроиться и неожиданно попал в драмтеатр, и я — с ним. Мама работала сутками, меня не с кем было оставлять, и с шести лет я практически жил в театре. Я бродил за кулисами, смотрел все подряд спектакли, и тогда же впервые вышел на сцену — в спектакле «Молодая гвардия»».
Свою маму Леонид помнит плохо. Когда ему было всего семь лет, ее жизнь оборвалась на операционном столе из-за глупой врачебной ошибки. Мальчика воспитывал отец, а позже мачеха. Леня рос обычным дворовым пареньком, в школе, как все, принимал участие в самодеятельности, посещал дворец пионеров. А также увлекался пением: «Сколько себя помню — я пел, обожал петь».
К выбору будущей профессии юноша подошел основательно, о чем позже рассказывал: «К окончанию школы передо мной встала дилемма: учиться дальше на оперного певца или на драматического артиста. Я уже тогда рационально оценивал свои возможности и понимал, что петь так, как Шаляпин, я не смогу, но и петь хуже я не хотел — я был этаким максималистом, поэтому выбор склонился к театральной студии».
По счастливой случайности именно в 1956 году (к моменту окончания школы) в Горьком открыли театральную студию при местном драмтеатре. Туда молодой человек и поступил.
Театр
В 1960 году Леонид Кулагин получил диплом актера и остался в родном городе, служил в местном академическом театре драмы им. М. Горького. Однако длилось это не долго, в спокойную жизнь молодого человека ворвалась любовь — он познакомился с актрисой гастролировавшего читинского театра.
В одном из интервью актер поделился: «В порыве безумной влюбленности я рванул за молодой красавицей на край света, в Читу. Мы вместе работали в Чите полтора сезона, а потом уехали в Ярославль… Там жизнь не заладилась — мы оказались очень разными людьми…»
Позже Леонид работал в Липецком и Брянском областных театрах. А в 1968 году поступил на службу в Московский драматический театр им. Н.В. Гоголя, на сцене которого играл до 1995 года. Из театра, который был долгие годы для актера родным домом, он ушел не случайно. Произошло это вслед за выходом спектакля «После грехопадения» о неудачном браке Артура Миллера и Мэрилин Монро.
Актер делится: «В этой пьесе — мощная тема исповедальности, первородного греха. Все вместе взятое меня так зацепило, так вывернуло, что стало казаться: за какую бы роль ни взялся, что бы ни играл — будет кощунственным кривлянием, клоунадой. И я сказал нашему главному, что это моя последняя театральная работа — ухожу».
Вскоре Леонид продолжил свою творческую деятельность, но уже не в качестве актера, а на режиссерском поприще. Он поставил «Трагедии первого этажа» по трагикомедии В.Зверовщикова и Театральную фантазию по произведениям Карло Гольдони «Комический театр» в Государственном академическом русском драматическом театре Башкортостана.
В 1997 году Леонид уехал работать в Брянск художественным руководителем местного ТЮЗа, где за семь лет создал семнадцать спектаклей, многие из которых с успехом идут по сей день.
В 2000-е годы Кулагин вернулся в столицу и возглавил Продюсерский , где участвовал во всех антрепризных постановках как режиссер и актер.
Озвучивание отечественной продукции
Мультфильмы
- 1975 — Кошки-мышки — Котёнок
- 1975 — В стране ловушек — вокал (2, 3 серии)
- 1976 — Сэмбо — Крокодил
- 1977 — Незнайка в Солнечном городе — Осёл Калигула; Милиционер Свистулькин (6-я серия)
- 1977 — Шёлковая кисточка — Медведица
- 1978 — Мой приятель светофор
- 1981 — Белая бабочка — Тушканчик
- 1983 — Баллада о формалисте — читает текст
- 1983 — Аттракцион — все роли
- 1983 — Шалтай-Болтай — Кот
- 1983 — Следствие ведут Колобки. Следствие первое — инспектор Колобок
- 1983 — Следствие ведут колобки. Похищение века — инспектор Колобок
- 1984 — Доктор Айболит — попугай Карудо, ансамблевые роли
- 1984 — КОАПП — Кашалот (отдельные серии); Чёрный Заяц; Павлин; Слон; Осьминог; Чайка-папа; Беседочник; Эму; Скат; Мормирус; Ложный Вампир; Калан и другие
- 1985 — На заре во дворе — Петух
- 1986 — Тихо! Идёт операция — Мужчина
- 1986 — Фокусник — все роли
- 1986 — Берегите тепло — читает текст
- 1987 — Сова — вокал
- 1988 — Каскадёр — все роли
- 1988 — Похищение — все роли
- 1989 — Криминал — Повар
- 1990 — Почему куры денег не клюют
- 1990 — Этого не может быть — все роли
- 1990 — Новое платье короля — Первый министр
- 1991 — Вампиры Геоны
- 1991 — Синица, роща и огонь
- 1991 — Как мышонок летучим стал
- 1991 — Николай Угодник и охотники — Охотник Спиридон
- 1991 — Преступления лорда Артура Сэвила — мистер Поджерс
- 1992 — В стране Бобберов — профессор Бобберман
- 1992 — Бабья работа — Муж
- 1992 — Хозяева Геоны
- 1992 — Простой мужик — Мужик
- 1992 — Капитан Пронин — внук майора Пронина — Майор Пронин; Джеймс Бонд; Свистунов
- 1992 — Сапожникова жена — вокал
- 1992 — Непобедимые тойстеры: Затерянные в Тойберии — все мужские роли
- 1993 — Несколько страниц из жизни призрака — Хайрам Отис (отец Вирджинии и близнецов)
- 1993 — Возвращение кота Леопольда — Кот Леопольд и другие мужские роли
- 1993 — Капитан Пронин в Америке — Свистунов, Дон Корлеоне, бандиты, таможенник
- 1993—1995 — Бояка мухи не обидит — Удав (1-3, 5, 6 серии)
- 1993 — Капитан Пронин в космосе — член экзаменационной комиссии, навигатор, зелёный космический пират, житель Сириуса
- 1993 — Война слонов и носорогов — Генерал-Слон; Генерал-Носорог
- 1993 — В стране Бобберов: Обед с господином Грызли
- 1993 — Два жулика — Толстый жулик; Генерал
- 1993 — Большой налёт — Страус Лёва
- 1993 — Воздухоплаватели — Страус Лёва
- 1994 — АМБА — Фильм первый
- 1995 — АМБА — Фильм второй
- 1996 — Короли и капуста — Дикки
- 1996 — Из личной жизни братьев Пилотов — Карбофос
- 1996 — Братья Пилоты показывают друг другу новогодние фокусы — Карбофос
- 1996 — Братья Пилоты по вечерам пьют чай — Карбофос
- 1996 — Братья Пилоты иногда ловят рыбу — Карбофос
Аудиоспектакли
- 1974 — Зелёный фургон — Володя Патрикеев
- 1976 — Алиса в стране чудес (радиопьеса) — ведущий, Кэрролл, Додо, Синяя Гусеница, Чеширский Кот
- 1976 — Маша и Витя против «Диких гитар» — волшебник
- 1977 — Про Малыша-Охотника Бачо — Гепард, Верблюд
- 1978 — Пан спросил у Пана (Стихи Чешских Поэтов Для Детей)
- 1979 — Зайка-почтальон (радиопьеса) — Ёжик
- 1979 — «Сашка». Страницы повести
- 1980 — Песочные Часы
- 1981 — Происшествие в стране Мульти-Пульти — Осёл
Телепередачи
- Шире круг (1976—1995) — закадровый голос (Первая программа ЦТ, 1-й канал Останкино)
- Большой театр. Дни и вечера (1993—1994) — закадровый голос (1-й канал Останкино)
- Арт-курьер (1994) — закадровый голос (1-й канал Останкино)
- Кварьете «Весёлая КВАмпания» (1995—1998) — Квалентин Квалентинович, вокал (телеканал «ОРТ»)
- Шесть новостей (1996—1997) — один из закадровых голосов (телеканал «ТВ-6»)
- Классная компания (1997—2000) — Михаил Михайлович Шпаргалкин, Михаил Михайлович Останкинский (телеканал «ОРТ»)
- Спокойной ночи, малыши! (1990-е годы) — Киндерино (телеканал «ОРТ»)
Документальное кино
- Товарищ КамАЗ (ЦТ СССР, 1972)
- Операция Гелий. Фильмы 4 и 5: «Нам не дано предугадать» и «Почему светит Солнце» (Центрнаучфильм, 1992—1993) — текст повествователя
- Егор Гайдар. Исторический счёт (РЦСДФ, 1995)
- Документальный детектив (ОРТ, 1997—2002)
- 100 чудес света (ТВ-6, 2001—2002) (перевод студии «Фортуна-Фильм»)
- Игорь Ильинский. Жизнь артиста (Культура, 2001)
Часто озвучивал рекламные ролики. Среди них были и ролики инвестиционной (1994).
Кинематограф
«Человек с лошадиным лицом»
В кинематограф провинциальный театральный актер попал самым обычным и проверенным способом. Леонид вспоминает: «По окончании театральной студии, я на все киностудии разослал свои фотографии, я был абсолютно уверен в своей неотразимости, потому что довольно с юного возраста нравился девушкам».
В 1967 году совершенно неожиданно с «Мосфильма» пришел вызов от режиссера Андрея Смирнова, начавшего работу над киноальманахом «Начало неведомого века». Актеру предложили сняться в первой новелле «Ангел», в сценарии которой все герои значились по прозвищам: комиссар, машинист и т.д.
О своем первом опыте в кино артист рассказывает: «Меня пробовали на несколько ролей, в конце концов, остановились на комиссаре дворянского происхождения, но потом мне открыли секрет — изначально Смирнов для меня уготовил роль «человека с лошадиным лицом», вот так, сразу разрушив все мои иллюзии по поводу привлекательной внешности».
«Дворянское гнездо»
Дебют Кулагина в кино, казавшийся ему не самым удачным, принес актеру первую крупную работу и сразу у такого известного режиссера, как Андрей Кончаловский. «Очень скоро я получил приглашение на пробы в «Дворянское гнездо», — делится артист. — Но я даже в самых смелых мечтах не предполагал, что мне достанется роль Лаврецкого».
В экранизации известного романа И.С. Тургенева приняли участие мэтры отечественного экрана: Ирина Купченко, Василий Меркурьев, Виктор Сергачев, Сергей Никоненко, Никита Михалков. А жену Лаврецкого исполнила популярная в то время звезда западного кинематографа – красавица Беата Тышкевич.
Позже были ведущие роли в «Борисе Годунове» Л.Красненкова и «Приваловских миллионах» Я. Лапшина по одноименному роману Д. Мамина-Сибиряка.
«Осень»
Популярность Леонида Кулагина росла с каждым годом, но с выходом в 1974-ом мелодрамы Андрея Смирнова «Осень» к актеру пришла вдобавок слава «первого секс-символа СССР». Впервые в стране делали эротический фильм, где большая его часть проходила в постели. Артист поясняет: «Это была тяжелая работа и нравственно, и физически. Мы просто не знали, как снимать подобные сцены, все ракурсы и планы находили опытным путем».
Партнершей Леонида на съемках стала супруга режиссера — Наталья Рудная. Также в ленте снялись: Александр Фатюшин, Людмила Максакова, Наталья Гундарева, Армен Джигарханян и другие.
80-е годы принесли актеру ряд интересных работ: Бардин в фильме о животных Александра Згуриди «Крепыш», полковник царской армии Мессмер в детективе Сергея Тарасова «Черный треугольник», Ружич/Громов в исторической ленте Анатолия Тютюнника «Бой на перекрестке», Василий Максимович в картине Искры Бабич «Прости меня, Алеша!», профессор в мелодраме Ярополка Лапшина «Продлись, продлись, очарованье…».
Однако одной из самых ярких ролей того времени стал Сердик (отец Айвенго) в популярном приключенческом фильме Сергея Тарасова «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», поставленном по мотивам известного романа Вальтера Скотта. Картина завоевала зрительские сердца во многом благодаря тому, что в ней играла целая плеяда мастеров экрана, а Владимир Высоцкий специально для фильма написал и исполнил песни.
Не обошлось на съемочной площадке и без курьезов. Актер вспоминает: «Я играл отца Айвенго. По сюжету меня поймали и пытали — поджаривали на костре. Когда подошло время снимать, оказалось, что защитный костюм не сделали. Пришлось снимать очень быстро, «поджаривая» меня вживую. И все бы было терпимо, если бы по окончании съемок на радостях про меня не забыли — чуть не сгорел по-настоящему».
В лихие 90-е актер не остался без работы. Ежегодно выходило по несколько картин с его участием. Но в кинокарьере Леонида Кулагина был и шестилетний перерыв, в это время он руководил Брянским ТЮЗом.
«Кулагин и партнеры»
Возвращение актера на экраны произошло в 2004 году. Он исполнил главную роль в телесериале «Кулагин и партнеры».
О фильме артист рассказывает: «Нет ни сценария, ни текста — представьте, говорят, что вы адвокат, к вам человек пришел со своей бедой — фантазируйте, импровизируйте. Ну, вот я и фантазирую — уже семь лет «Кулагин и партнеры» не сходят с экрана, рейтинги зашкаливают. Я и адвокат, и режиссер, и сценарист. Название — гениальная находка продюсера: мол, вы, Леонид Николаевич, на шесть лет исчезли из поля зрения в своих брянских лесах, вполне могли переквалифицироваться в адвоката, открыть свою контору — очарованный зритель вам поверит».
Роль адвоката, бесспорно, прибавила популярности актеру. После этого он снялся в таких рейтинговых сериалах, как: «Примадонна» Ефима Резникова, «Мой генерал» Юсупа Разыкова, «Охота на гения» Юрия Кузьменко, «Райские яблочки» Валерия Девятилова, «Екатерина. Взлет» Дмитрия Иосифова.
В последние годы заметной работой актера стала роль генерала Аносова в драме Влада Фурмана «Куприн». Это многосерийный художественный фильм, снятый по мотивам повестей и рассказов классика русской литературы Александра Куприна.
В картине Леонид Кулагин снялся в ансамбле с Михаилом Пореченковым, Антоном Шагиным, Катериной Шпицей, Максимом Авериным, Анатолием Белым, Светланой Ходченковой и другими известными артистами.
Леонид Кулагин: Живу во власти женщин.
Не утонуть бы в луже
— Я родился в далеком сибирском городке Киренске, Иркутской области, на реке Лене, а потом перед самой школой мы переехали в город Горький, сейчас Нижний Новгород, на родину папы. Так что все мое детство сопровождали две великие реки Лена и Волга. А так как названия рек женские, то вполне очевидно, что у меня на роду было написано, чтобы всю жизнь меня сопровождали женщины, чтоб я их любил и во всем опирался на них. Так и получалось, что с детства меня окружали девочки, старше меня по возрасту, они и были моими самыми верными подругами. И это ощущение, что рядом всегда должны быть женщины осталось у меня до сих пор, и несмотря на привычное мнение, что женщины коварны, непостоянны, лживы, я абсолютно уверен, что это и есть самые верные люди. Может быть, это мне так повезло, но за всю мою жизнь, пожалуй, всего дважды меня наказывали особы женского рода.Реклама: — Предавали?
Леонид Кулагин фотография
— Да. Наказывали, и очень крепко, но верить женщинам из-за этого я не перестал. И теперь, когда я избрал новую профессию — начинаю снимать сериал, моя группа состоит в основном из женщин.
— Тогда понятно, почему вы выбрали профессию актера — лицедейство чисто девчачье увлечение.
Леонид Кулагин фотография
— Нет, как раз мои подруги предпочитали мальчишечьи игры, они были настоящими сорванцами, вероятно поэтому, я и сейчас отдаю предпочтение женщинам подросткового вида, про которых говорят: «Маленькая собачка до старости щенок». А в театр меня привел отец. Он работал электриком в местном драматическом театре, и я после школьных занятий шел к нему — деваться-то мне было некуда. Я бродил за кулисами, смотрел все подряд спектакли, и тогда же впервые вышел на сцену — в спектакле «Молодая гвардия». Потом моя благодать закончилась — отец ушел из театра, и меня перестали туда пускать. Но у нас во дворе жил ударник из оперного театра, и я пристроился ходить туда — к десятому классу я знал наизусть все арии и очень неплохо пел. Правда, моим кумиром был «басовитый» Шаляпин, а я по малолетству пел детским дискантом, поэтому чтобы хоть немного приблизиться к кумиру, я выходил на мороз и орал, чтобы охрипнуть. Бас я не приобрел, а вот от ангин избавился на всю жизнь. Однако, к окончанию школы передо мной встала дилемма: учиться дальше на оперного певца или на драматического артиста. Я уже тогда рационально оценивал свои возможности и понимал, что петь так, как Шаляпин я не смогу, но и петь хуже я не хотел — я был этаким максималистом, поэтому выбор склонился к театральной студии.
— Возвращаясь в вашу девичью компанию: в каком возрасте девочки-подружки стали вас привлекать уже как представительницы другого пола?
Леонид Кулагин фотография
— Трудно как-то резко поставить границу. Помню, мне было лет семь… У нас недалеко от дома был пустырь, а посередине — впадина, во время дождя там скапливалась вода, и получалась большущая лужа. И вот моя приятельница пошла босиком через эту лужу, дошла до середины — вода выше колена, девочка перепугалась и заплакала. Тогда во мне начало зарождаться джентльменство — я бросился ее спасать, но, провалившись в воду рядом с ней, заревел. Пришел отец, вытащил нас обоих и сказал: «Не умеешь, не можешь, боишься — не лазай». С тех пор, обращая свой взор к понравившейся девушке, я всегда задумываюсь — а «не утону ли я в этой луже», хватит ли у меня достоинств и положительных качеств, чтобы ее добиться, и если я не уверен, что хватит, я ни за что не брошусь в этот омут. На самом деле, любовь всегда мне приносила больше страданий, нежели радости. Я — близнец по гороскопу, натура сомневающаяся, не уверенная в себе… Влюблялся я с очень раннего возраста: каждое лето меня отправляли в пионерский лагерь, в первый же день я выбирал предмет обожания, как правило это была блондинка, и целый день «летал от счастья», а на следующий день я начинал страдать и переживать, что через 23 дня смена закончится, и мы расстанемся навсегда.
Лучшие дня
Актриса с огненными волосами Посетило:11755 | Победительница конкурса ‘Евровидение 2012’ в Баку Посетило:5546 | Коллекционер комбайнов Посетило:3960 |
— А почему бы не радоваться 23 дня, отложив страдания на потом, когда закончится смена?
Леонид Кулагин фотография
— Ну, вот так я устроен, живу завтрашним днем, хоть и понимаю, что от жизни все надо брать сегодня. Кстати, я поинтересовался у друзей, оказывается, большинство из них живут так же: закончу школу — начну жить, отучусь в институте — все изменю, женюсь — переверну свою жизнь… А жизнь между тем проходит: люди, встречи, события.
На край света
— Несмотря на этакий пессимизм, вы не сидели, сложа руки в ожидании заоблачного завтра, а пытались его строить по своему вкусу?
— Да, я поступил в театральную студию при драмтеатре в родном городе и снова вернулся в дорогое моему сердцу за кулисье, в котором я провел все детство. После окончания театральной студии меня оставили там же, в театре Драмы. Но я тогда был не по годам мудрым и понимал, что я так навсегда и останусь Леней, тем студентом, который три года болтался на глазах у всех актеров. Кстати, с другими моими сокурсниками так и получилось. И тут в мою судьбу вмешалась женщина… В порыве безумной влюбленности я рванул за молодой красавицей на край света, в Читу. Она родилась и выросла в Ярославле, в актерской семье, там же окончила театральную школу, а потом сбежала от родителей, устроившись в читинский театр. И вот этот театр приехал к нам в город на гастроли. Наши чувства вспыхнули сразу, кажется, я в первый раз не задумывался над тем, что придется расставаться, может быть, я уже тогда решил, что поеду за этой женщиной на край света. Но гастроли закончились — уезжая, моя возлюбленная пообещала организовать мне вызов из ее театра. И потянулись долгие дни ожидания.
— Уроки детской «лужи» не прошли даром, вы все-таки ждали, а не уехали в неизвестность?
— Принимать кардинальные решения, срываться с насиженного места, пробивать стену лбом — это не в моем характере, обычно все это за меня делали женщины. Меня даже в Москву вытащила женщина, директор моей съемочной группы Татьяна Никитина, она организовала весь съемочный процесс и просто вызвала меня из Брянска, где я много лет подряд руководил театром. Так что я и сейчас такой же, а тогда, 20-летний мальчишка и подавно — я смиренно ждал телеграммы из Читы. У меня был достаточно суровый и сдержанный отец, он видел, что я маюсь в ожидании и переживал — он не хотел, чтобы я уезжал, более того, он вообще был не доволен, что я пошел в актеры, за годы работы в театре он насмотрелся на свободные нравы богемы и считал эту профессию недостойной. Отец очень хотел, чтобы я работал на земле… Однажды отец пришел немножко пасмурный. Я как обычно поинтересовался, не пришла ли телеграмма, отец нахмурился еще больше и говорит: «Сын, ну а если телеграммы не будет вообще, что ты будешь делать?». «Останусь дома, буду работать в Драмтеатре», — как-то очень легко ответил я. «Возьми в пиджаке», — махнул рукой отец. Меня просто подбросило от радости, это была первая в моей жизни телеграмма: «Приглашаем на работу артистом в Читинский драматический областной театр с окладом 75 рублей». В тот момент я не видел, каково было отцу, уже на платформе, когда он меня провожал, я заметил что из-под низко надвинутой кепочки текли слезы. Прошло сорок лет, а эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами, у меня у самого уже сын и внук, и я понимаю, как это бывает, когда от тебя уезжают, быть может, навсегда.
Мужчина с лошадиным лицом
— Та девушка стала вашей женой?
— Да. Мы вместе работали в Чите полтора сезона, а потом уехали в Ярославль… Там жизнь не заладилась — мы оказались очень разными людьми… Но в этом нет большой трагедии, я был молод, но уже самостоятелен. В это время директор Читинского театра переехал в Липецк и стал создавать свою труппу, перетащил некоторых актеров из прежнего театра, и меня позвал. Это было очень кстати — после развода с женой мне просто было некуда деваться. Тогда я поверил в то, что называется судьбой: очень скоро я женился на актрисе, которая буквально сменила на сцене мою первую жену, когда мы уехали в Ярославль, мы разминулись с ней буквально несколькими днями, и вот теперь судьба все-таки свела нас. С тех пор мы вместе. Порой 365 дней в году были рядом, и на съемках, и на гастролях. Были моменты, когда хотелось куда-нибудь уехать, чтоб отдохнуть друг от друга, но с годами я стал чувствовать, что мне все больше и больше хочется возвращаться домой, в семью. И еще я понял, что одиночество лишь тогда хорошо, когда его можешь в любой момент прервать.
— В кино вас тоже за ручку привела женщина?
— Нет, здесь все-таки была и моя инициатива. По окончании театральной студии, я на все киностудии разослал свои фотографии, я был абсолютно уверен в своей неотразимости, потому что довольно с юного возраста нравился девушкам. Первая телеграмма пришла с Мосфильма, от режиссера Андрея Смирнова, и я сразу возомнил, что отечественный кинематограф без меня ну никак не обойдется! Так думал я не долго… В сценарии совсем не было имен, были клички: комиссар, интеллигент, машинист, беременная баба, мужик с коровой, человек с лошадиным лицом… и тому подобное. Меня пробовали на несколько ролей, в конце концов, остановились на комиссаре дворянского происхождения, но потом мне открыли секрет — изначально Смирнов для меня уготовил роль «человека с лошадиным лицом», вот так, сразу разрушив все мои иллюзии по поводу привлекательной внешности. Судьба этой картины оказалась безрадостной — чиновники углядели в сюжете критику в адрес революционного переворота и потребовали фильм уничтожить, и негативы и оригиналы — все было смыто. И только благодаря монтажнице, которая на свой страх и риск сохранила несколько коробок с пленкой в домашнем холодильнике, через двадцать лет фильм удалось восстановить — но время ушло, и актуальность темы пропала.
— Дебют оказался неудачным?
— Я бы не сказал, отдельные эпизоды увидел Михалков-Кончаловский и разглядел во мне дворянина. Очень скоро я получил приглашение на пробы в «Дворянское гнездо». К моему огромному стыду я даже не мог представить, какую роль мне предложат — Тургенева я «проходил» в школе очень бегло и весьма смутно помнил сюжет произведения. Пришлось срочно открыть книжку русского классика. Но я даже в самых смелых мечтах не предполагал, что мне достанется роль Лаврецкого.
— У вас была очень красивая и знаменитая партнерша — как складывались отношения вне съемок?
— Биата Тышкевич — это красавица из красавиц, западная звезда, вся Европа и полмира ее знает. Когда я ее впервые увидел, не на экране, а в жизни, я ее не узнал — абсолютно бесцветное личико, веснушки, бровки такие светлые, что и не видны, очень простая, одевается скромно. Но стоило только чуть-чуть тронуть гримом ее лицо, она становилась неотразимой! Она не казалась недоступной. Я убедился, что по-настоящему отличные артисты, еще и хорошие, простые люди, с ними легко работать и общаться. Ожидая начала съемок, мы порой дремали вместе, вповалку, она учила меня петь, мы выпивали, но чтоб за ней приударить — у меня такого и в мысли не возникало, я считал это невозможным для себя, недостойным. К тому же, там были специалисты по амурным вопросам гораздо более высокого класса — у меня не было шансов, поэтому я довольствовался тем, что у нас происходило в кадре.
Измена, которую не скрыл от жены
— Актерские браки обычно не прочные, тому причина — легкомысленность профессии, измены, долгие разлуки. Как вам удалось сохранить семью, или вы и ваша супруга напрочь лишены чувства ревности?
— Это заслуга жены. Я ее жутко ревновал, следил на репетициях за ее театральными партнерами — я эгоист в любви. А она вопрос ревности решила предельно просто, она сказала мне: «Лёнь, делай все, что хочешь, но чтоб я об этом не знала».
— Удавалось выполнить просьбу?
— Не всегда. Слава Богу, что у нас с Элей актерская семья, не приходилось оправдываться хотя бы за откровенные сцены на экране. Помните такой первый советский эротический фильм «Осень»? Когда я ездил с этим фильмом на гастроли, то сразу предупреждал, что после показа фильма к зрителям не выйду, только до, потому что мне надоело отвечать на одни и те же вопросы: не ревновала ли меня жена, потому, что там две трети сюжета происходит в постели; по-настоящему ли я целовался и не было ли у меня с партнершей чего-нибудь всерьез? Отвечать на эти вопросы нелегко — все равно никто не поверит, что ничего и быть не могло. Представьте огромный павильон, полный людей, режиссер дает указания, кинокамеры все снимают… Вы могли бы в такой обстановке возбудиться?
— Нет. Но у мужчин, говорят, иная физиология.
— Здесь никакая физиология не устоит. Говорят, что даже во время съемок порно актерам вкалывают какие-то стимуляторы, а я не порнозвезда, поэтому даже если и захотел бы что-то сделать, вряд ли бы смог. У нас была очень теплая, маленькая компания, всего четыре человека: я, Наташа Рудная, Наташа Гундарева, и Саша Фатюшин — две пары. Более того, Наташа Рудная тогда была женой режиссера фильма Андрея Смирнова. Я эту пару знал много лет, мы прекрасно дружили, и мне предстояло с этой женщиной играть любовь на глазах ее мужа. Съемки начали с самой простой сцены — поцелуй в коридоре поезда. Андрей видел, как я смущен, он мною руководил: «Ну, ты можешь схватить ее, запихни ей руку под подол». Я краснел и огрызался: «Да ты что, с ума сошел?». После долгих мук нашли выход, Наташа надела чулки с резинками, и я хватал ее уже не за бедро, а за эту резинку. Потом напряжение и стеснение постепенно ушло, мы стали вести себя естественнее, но все равно было непросто. Мы просто не знали, как снимать подобные сцены, все ракурсы и планы находили опытным путем, Андрей диктовал: «Ну, давайте, теперь перевернитесь, пусть она будет сверху». Да, мы действительно были обнаженные, но никакого эстетического удовольствия при этом не испытывали — это, на самом деле, тяжелый труд, нужно контролировать каждое движение, помнить с какой стороны и каким планом тебя снимают, не забывать еще и лицом работать.
— Значит, получается, что вы постонали друг у друга в объятиях, режиссер сказал: «Стоп!», — каждый завернулся в свою простыню, и вы сконфуженно разбежались по углам?
— Нет, иногда мы и во время перерыва не вылезали из постели — чего зря одеваться? Ребята приносили нам чего-нибудь перекусить, и мы, лежа друг у друга в объятиях ели, потом дремали, совершенно обнаженные — два близких человека, два друга и не более того. Конечно, за пределами павильона возможно продолжение близких отношений, и скорее всего оно было бы, но в данном случае это просто не могло случиться, потому, что нас связывала очень продолжительная дружба.
Несостоявшийся шпион.
— Говорят, в то время госслужбы частенько вербовали людей публичных профессий. С вами такого не случалось?
— И меня угораздило, еле отделался от такого «государственного доверия». Это было начало шестидесятых годов, я еще работал в Ярославле. Однажды мы приехали в Москву, поучаствовать в съемках телевизионного спектакля. Для этой цели в зал приглашали зрителей бесплатно. И вот, освободившись, мы с приятелем заприметили симпатичную девушку и напросились ее проводить. Выяснилось, что девушка американская студентка, мы погуляли с ней по Москве, прошлись мимо Кремля, полюбовались красивым видом с моста и сопроводили ее до гостиницы. По дороге мы обменялись адресами, пообещав, друг другу писать. Но что такое в то время переписываться с американкой? Это так же нереально, как, например, с марсианкой. Пообещали и забыли. Прошло довольно много времени, я уже разошелся с первой женой, переехал в Липецк, устроил там свою жизнь. И вот однажды в театре раздается телефонный звонок — меня приглашают зайти к главному редактору местной газеты. Не о чем не подозревая, иду, а главный, как ни в чем, ни бывало: «Я рад вас видеть! У вас ко мне вопрос? Я вызывал? Нет, вас кто-то разыграл…». Выхожу из редакции, сажусь в автобус. Вдруг ко мне подсаживается человек и выдает тот же текст, что и по телефону: «О, Леонид Николаевич, я вчера был на вашем спектакле! Хотел бы с вами поговорить», и намекает, что хочет со мной выйти из автобуса. Мне в этот момент стало так жалко, что я уже взял билетик. А человек мне красную книжечку в нос — разве откажешься. Дальше все было, как в плохом детективе: он мне в подробностях рассказал, когда и по какому маршруту мы гуляли с той студенткой, где останавливались, на каком мосту обменивались адресами, а в конце объявил, что она американская шпионка и предложил начать с ней переписку. Это ужас! Мы были воспитанниками советской власти — я похолодел от страха, и ничего лучше не нашел, как забормотать, что-то про очень ревнивую жену, про то, что она за мной следит, и все равно все разузнает. Вот так, за счет женщины я опять отделался от неприятностей. На этом вербовка закончилась. Потом в течении пяти лет меня периодически приглашали прийти в разные места, я приходил — попробуй откажись, — но там никого не было. В конце концов, меня вызвал «их» полковник и спросил: «Ну что, все в порядке, наш сотрудник с вами побеседовал — вы согласны?», — но видя недоумение на моем лице, понял, что ему неверно доложили, извинился передо мной и отпустил. Вот так из меня хотели сделать шпиона.
Отведал порнушки
— После этой истории, наверное, за границу путь был закрыт?
— Ну почему? Я часто выезжал на съемки, был и в Германии, и в Чехословакии… Помню, по идеологической части нас уже не инструктировали, всех собрали и сказали: «Ребята, пожалуйста, не позорьте страну, не жарьте в отеле мясо на утюгах», — были такие умельцы, и супы кипятильником в раковине варили, экономили деньги на пище.
— А как насчет другой пищи — сексуальной, например, вкусить запретный плод в публичном доме?
— Дело было в Греции, в Афинах. В последний день, когда уже весь город был облазан, когда мы посмотрели все их памятники, увидели знаменитый развал, я случайно забрел на незнакомую мне улицу и увидел огромные фотографии голых девиц. Стой и смотри сколько хочешь! Оказалось, что это афиши секс-шопа. Я говорю приятелю: «Возьми мои вещи и лишние деньги, чтоб не потратить, и иди в гостиницу, а я пойду смотреть девиц, только нашим не говори». А сам взял билет и стал спускаться в самое сердце разврата. В конце лестницы передо мной раздвинулась шторка, и я очутился в кинозале, где на экране стонали женщины во всевозможных позах. Я сидел весь мокрый и боялся, что меня сейчас здесь в темном зале кто-нибудь изнасилует. Вдруг зажгли свет — это были короткие новеллы с небольшими перерывами, и я увидел, что во всем зале только я, дремлющий старик и еще два мужика, которые оказались, как и я русскими. В общем, я еще немножко посмотрел — сначала это возбуждало, потом я совсем успокоился, а потом и вовсе стало раздражать — и я ушел. Запретный плод оказался приторным.
Поджарили, как барашка
— В жизни любого актера есть неприятные воспоминания, либо это неудачная роль, либо бестактное предложение, либо какие-то происшествия на съемках. Есть ли подобное у вас?
— Был такой фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» Я играл отца Айвенго. По сюжету меня поймали и пытали — поджаривали на костре. Я долго думал, как же это будут снимать, но меня успокоили: «Вы не волнуйтесь, на вас будет специальный асбестовый костюм, костер будут снимать отдельно от вас, к тому же съемки этой сцены будут проходить в последний день». То есть, если я сгорю — не жалко. В общем, когда подошло время снимать, оказалось, что защитный костюм не сделали, вместо него пообещали между мной и огнем положить фанерку. Соорудили костер, по углам врыли столбы, привязали меня по рукам по ногам к раме, а ее закрепили над костром и стали меня вращать, как барашка на шампуре. Фанерка загорелась сразу. Пришлось снимать очень быстро, «поджаривая» меня в живую. И все бы было терпимо, если бы по окончании съемок на радостях про меня не забыли — чуть не сгорел по-настоящему. А потом для финальной сцены меня обмазали специальным составом, имитирующим обугленную в кровоподтеках кожу. А я в этот день очень спешил домой, грим снимать не стал, набросил простыню, мне дали машину, и я уехал. Чтобы не пачкать одежду, ключи не доставал, а позвонил — открыл сын, он-то привычный! А у сына в этот вечер была девушка, которая считалась невестой, сын, не подумав: «Познакомься, пап, это моя девушка!» Я сбрасываю с себя простыню, а там жуткое месиво. Девушка: «Ах!», — и в обморок. Больше я эту невесту не видел.
— Мы начали разговор с того, что вашими лучшими друзьями всегда были женщины. А мужчин друзей у вас нет?
— У меня просто не может быть друзей-мужчин. Дружба — это большая ответственность, а я эгоистичен, я не могу ради друга поступиться своими интересами, отказаться от любимого дела… Работу я вообще ни ради кого не брошу, даже ради любимой женщины, не то, что ради друга. А дружба с женщиной она более поверхностна, это скорее даже приятельские отношения: поговорить, поплакаться в жилетку — женщины могут быть очень хорошими слушателями, а для меня это важно. Совершенно не верна поговорка, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, к моему сердцу дорожка пролегает, через умение меня выслушать, да еще посочувствовать — такую женщину я боготворю.
— А если она таким способом решит в доверие втереться?
— А если она будет меня перебивать и рассказывать о себе или еще всякие вопросы задавать, то любви у нас не получится. Ко мне нельзя втереться в доверие, если я в этом не заинтересован. Правда, я и никогда не говорю женщинам «нет», я просто делаю вид, что не понял предложения. Я и на это интервью не собирался, я вам не отказывал, но планировал тянуть, пока вам самим надоест — не получилось, вы оказались упрямыми. Вот видите, опять женщины решили за меня, что делать.
сообщение Таня 03.04.2008 11:43:00
Человек просто великолепный.Какаим образом можно получить его автограф.
С Днём Рождения Инна 07.06.2009 01:32:52
Леонид Николаевич! поздравляю вас с 69-летием, крепкого здоровья Вам и Вашей семье,новых успешных ролей и всего наилучшего!
Спасибо Леониду Кулагину! Лилиана 12.07.2010 09:52:56
Прекрасный, обаятельный, умный и порядочный человек! Мы с мужем очень любим все его фильмы!Он — олицетворение прекрасного поколения наших родителей, тех традиций, в которых нас воспитывали. Всех благ ему, доброго здоровья и долгих лет жизни!
Лучшие недели
Победы, амбиции и семейная жизнь Ирены Понарошку Посетило:32229 | Джузеппе Верди Посетило:31032 | Джильда. Биография Посетило:12717 |
Режиссер
В 1993 году Леонид Кулагин дебютировал в качестве режиссера. Он снял криминальный фильм «Волчицы» по одноименному роману П.Буало и Т.Нарсежака. Основные события картины разворачиваются во Франции во время Второй мировой войны. По сценарию, автором которого также является Леонид Кулагин, главный герой, одаренный музыкант, решает бежать из концентрационного лагеря с партнером, которого на воле ждет любимая женщина.
Для работы в проекте Леонид пригласил: Андрея Ильина, Анну Самохину, Ирину Шевчук, Александра Терешко.
Десятью годами позже режиссер снял телесериал «Буровая» о судьбах молодых людей, уехавших в 60-е годы прошлого века в Сибирь зарабатывать деньги. Автор исполнил в своей картине одну из ролей второго плана, а главных героев играли: Константин Спасский, Егор Баринов, Виталий Вашедский, Наталья Гребенкина, Антон Макарский.
Личная жизнь
Первый брак Леонида Кулагина на актрисе Миле Нельской был непродолжительным. Чувства, молниеносно вспыхнув, так же быстро потухли, оставив в копилке обоих полтора года супружества.
Актер вспоминает: «После развода с женой мне просто было некуда деваться. Тогда я поверил в то, что называется судьбой: очень скоро я женился на актрисе, которая буквально сменила на сцене мою первую жену. Когда мы уехали в Ярославль, мы разминулись с ней буквально несколькими днями, и вот теперь судьба все-таки свела нас. С тех пор мы вместе. Порой 365 дней в году были рядом, и на съемках, и на гастролях. Были моменты, когда хотелось куда-нибудь уехать, чтоб отдохнуть друг от друга, но с годами я стал чувствовать, что мне все больше и больше хочется возвращаться домой, в семью. И еще я понял, что одиночество лишь тогда хорошо, когда его можешь в любой момент прервать».
Со своей второй супругой Элеонорой артист прожил более сорока лет. Он с теплотой говорит о ней: «Многое Эле пришлось пережить, со многим мириться — я благодарен за это, наша семья полностью ее заслуга».
Сын Леонида Кулагина Алексей не имеет отношения к актерской профессии, он получил экономическое образование. А внук Кирилл с удовольствием занимался в драматическом кружке при Доме актера, и возможно именно он пойдет по стопам деда.
О своих отношениях с родными актер говорит: «У нас ровные сдержанные отношения с сыном, но пару раз в неделю мне необходимо слышать его голос в трубке: «Лень, ты как, нормально?» И для сына, и для внука я — Леня, и это не панибратство, а паритетные братские отношения».
Интервью
О профессии
«Театральные актеры, снимающиеся и востребованные в кино, все равно предпочитают театр. Театр — это искусство. Живые эмоции. Возможность влиять на постановку в работе над ролью также немаловажна. В кино ты полностью подчинен режиссеру. Если и можешь что-то предложить, то рассмотрят это далеко не всегда. Театр позволяет раздвинуть эти рамки. В театре мы все – со-творцы. Кино же — чисто режиссерское производство. Поэтому театр, конечно».
«За более чем сорок лет в кино я, семидесятилетний, недалеко ушел от себя тогдашнего и до сих пор испытываю трепет рядом с настоящими артистами».
О зрителе
«В чем-то зрители сегодня, наверное, другие. Но я убедился в том, что, когда идет спектакль и на сцене разворачивается драма подлинных чувств, эмоций, страстей, эпох – зритель остался тот же, что и был. Ему не чужды переживания».
О Москве и провинции
«Это несравнимые вещи. Московский зритель искушен, поэтому его все время надо чем-то удивлять. Ответственность в Москве больше. А провинция хороша тем, что там не надо спешить. Понимание роли и текста от этого глубже. Провинциальный зритель, если так можно выразиться, благодарнее, и интерес к театру у него выше».
О себе
В одном из интервью актер признался, что он по сути своей и характеру истинный сибиряк: «Я всегда достаточно спокоен, и ощущение у окружающих возникает, что я уравновешенный и тихий. И, по большому счету, наверное, так и есть. Я не привык растрачивать эмоции и стараюсь прятать переживания поглубже. Эмоции можно тратить тогда, когда есть уверенность, что это не бессмысленно, что можешь что-то изменить. Когда же понимаешь, что ситуация безвыходная и лбом стену не прошибешь – сдержанность спасает. Ну и здоровье у меня, наверное, то самое, легендарное, сибирское».
«Я сугубый фаталист. Полностью подчиняюсь тому, что предписано судьбой. Надо лишь быть внимательным и чутким к посылаемым знакам. Сам я никогда ничего не решал. По причине жуткой неуверенности процесс принятия решения выливается для меня в мучительные сомнения. Так что мне не тайные знаки, а хорошего пинка лучше получить для скорости».
«Я всегда нес это в себе, всю жизнь считал себя незаметным — ничтожной песчинкой в огромной Вселенной. Не терплю внимания к своей персоне, не переношу публичности. Одиночество — самое комфортное для меня состояние. Все это антиактерское — я не актер по натуре».
«Я всегда просыпаюсь с нужной ноги!»
«Я последние годы работаю столько, сколько не работал в молодости. И это — счастье!»
По материалам телепрограммы «Главная роль», Википедии, сайтов: kino-teatr.ru, ruskino.ru, peoples.ru, rusakters.ru, kinopoisk.ru, fb.ru, bestactor.ru, 7days.ru, lichnosti.net, biletservis.ru, kaztorrents.com, mignews.com
Примечания
- ↑ 12Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- Всеволод Абдулов: «Пять браков — это не предел» (неопр.) . Записки репортёра (июль 2002).
- Могила В. О. Абдулова
- В день смерти Всеволода Абдулова у него родился правнук
- Тридцать лет мультсериалу «Чип и Дейл спешат на помощь» (неопр.) . СБ. Беларусь сегодня (17 марта 2019).
- ↑ 1234 [1]
- “Властелин колец”: московское наcтупление (неопр.) . Московский комсомолец (9 февраля 2002).
Фильмография: Актер
- Грозный (2020), сериал
- Екатерина. Взлет (2016), сериал
- Саша добрый, Саша злой (2016), сериал
- Таинственная страсть (2015), сериал
- Куприн (2013), сериал
- Райские яблочки. Жизнь продолжается (2010), сериал
- Свадьба. Дело. Смерть (2010)
- Гадание при свечах (2010)
- Банкрот (2009)
- Райские яблочки (2008), сериал
- Я телохранитель (2008), сериал
- Трасса М8 (2008)
- Кровавый круг (2007)
- Охота на гения (2006)
- Волкодав из рода Серых Псов (2006)
- Мой генерал (2006), сериал
- Прииск (2006), сериал
- Золотые парни (2005), сериал
- Кулагин и партнеры (2005-2008), сериал
- Пепел «Феникса» (2004), сериал
- Красная площадь (2004), сериал
- Оперативный псевдоним (2003), сериал
- За кулисами (2002)
- Буровая (2002)
- Сезон охоты-2 (2002)
- Парижский антиквар (2001)
- Золото Югры (2001)
- После грехопадения (1994)
- Трагедия века (1993)
- Человек из команды «Альфа» (1992)
- Глаза (1992)
- Казино (1992)
- Овен (1992)
- Чайка (1992)
- Детство Темы (1991)
- Штемп (1991)
- Яр (1991)
- Ау, ограбление поезда / За все надо платить (1991)
- Афганский излом (1991)
- Невозвращенец (1991)
- Динозавры ХХ века (1990)
- Очарованный странник (1990)
- Фуфель (1990)
- Гомункулус (1988)
- Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии (1988)
- Перехват (1986)
- Черная стрела (1985)
- Клятва Джантая (1984)
- Продлись, продлись, очарованье… (1984)
- Баллада о доблестном рыцаре Айвенго (1983)
- Пароль «Отель Регина» (1983)
- Прости меня, Алеша (1983)
- Следствием установлено (1981)
- Черный треугольник (1981)
- Крепыш (1981)
- Карл Маркс. Молодые годы (1980)
- Крах операции «Террор» (1980)
- Полет с космонавтом (1980)
- Осенняя история (1979)
- О друзьях-товарищах (1976)
- Мой дом — театр (1975)
- Самый жаркий месяц (1974)
- Осень (1974)
- Города и годы (1973)
- Товарищ генерал (1973)
- Четвертый (1972)
- Приваловские миллионы (1972)
- Слушайте, на той стороне (1971)
- Кочующий фронт (1971)
- Расплата (1970)
- О друзьях-товарищах (1970)
- Дворянское гнездо (1969)
- Начало неведомого века (1967-1987)
Дубляж и закадровое озвучивание
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 2 октября 2020 года . |
Фильмы и телесериалы
- 1955 — Кружка пива
- 1973 — Великий атлет
- 1974 — Площадь картонных часов (музыкальная сказка) — мастер Тулья
- 1975 — Приключения пчёлки Майи (дубл. в 1992 г.) — Жук-могильщик
- 1979 — Безумный Макс — половина мужских ролей (перевод «Варус-Видео»)
- 1979 — Иисус — текст от автора
- 1981 — Безумный Макс 2 — половина мужских ролей (Перевод «Варус-Видео»)
- 1982 — Профессия – следователь — Борис Евгеньевич (Михаил Данилов)
- 1982 — Рождественская история
- 1983 — Вне закона
- 1983 — Победа
- 1984 — Неизвестный солдат — Славик Агапов (Андрей Манке)
- 1984 — Лавка древностей
- 1984 — Свидание с незнакомцем — доктор Штайгер
- 1984 — V: Последняя битва — Хенк Тайлер , Артур Дюпре , доктор Фред Кинг , отец Эндрю Дойл , доктор Корли Уолкер
- 1985 — Чёрный осьминог | El pulpo negro (сериал)
- 1985 — Голливудские жёны — Нил Грэй
- 1985 — Встреча перед разлукой — Иван Кузнецов (Михаил Яковлев)
- 198x — Скала Фрэгглов
- 1986 — Безжалостные люди — лейтенант Бендер
- 1986 — Детективы Агаты Кристи: Убийство в трёх актах — Доктор Стрэндж
- 1987 — Сова
- 1987 — Крутые ребята — Леон Б. Литтл
- 1987 — Возвращение Шерлока Холмса — Шерлок Холмс
- 1987 — Слежка — детектив Фил Колдшэнк
- 1987 — Красавица и чудовище — Парацельсус , Уинслоу
- 1987 — Доброе утро, Вьетнам
- 1987 — Дни и годы Николая Батыгина — кассир (Андрей Манке)
- 1987 — Цирк приехал — следователь (Костас Сморигинас)
- 1987—1989 — Сказки братьев Гримм — Король («Спящая Красавица»), силач и жадный король («Шестеро весь свет обойдут»)
- 1988 — Вилли-воробей — Ципур, Крампус
- 1988 — Боевик Джексон —
- 1988 — Человек дождя — Джон Муни
- 1988 — Бабушкин дом — дедушка
- 1989 — Ведьма Салли (перевод телевизионного технического центра для телеканала «2×2») — текст от автора, половина мужских ролей
- 1989 — Тёрнер и Хуч — Амос Рид (Джон Макинтайр)
- 1989 — Бэтмен — Мэр, Доктор (дубляж Варус-Видео)
- 1989 — Невиновный — Джон Фицжеральд
- 1989 — Откройте, полиция!-2 — комиссар Блоре
- 1989 — Криминал — повар
- 1990 — Остров сокровищ — Джон Сильвер
- 1990 — Огненная корона
- 1990 — Господин Судьба — Лео Хенсен
- 1990 — Дик Трейси — Дик Ван Дайк — D.A. Fletcher
- 1990 — Герои мультфильмов спешат на помощь — Папа Смурф, вредный дым от сигарет
- 1990 — Мистер Бин — Мистер Бин и другие мужские роли (озвучка СВ-Дубль по заказу МНВК ТВ-6 1995 г.)
- 1990 — Приключение в королевстве — Зордак, Попс (дубляж корпорации «Видеофильм» по заказу Христианской телерадиокомпании, 1992 г.)
- 1991 — Как живёте, караси?
- 1991 — Багси — Джек Драгна (Ричард Сарафьян)
- 1991 — Билли Батгейт — Лулу
- 1991 — Беги — шеф полиции Трэверс
- 1991 — Разборка в Маленьком Токио — Фунэкэй Ёсида , Ито (дубляж «Varus Video»)
- 1991 — Робин Гуд: Принц воров — Шериф Нотингема (дубляж «Varus Video»)
- 1991 — Чип и Дейл спешат на помощь — Рокфор (за исключением серий «История знакомства с Гайкой», «Итак, работаем вместе!», «Конец истории с рубином» и «Мой друг летучая мышь»), Перси (в серии «Похищенный рубин») (дубляж Телевизионной студии кинопрограмм, 1990—1991 гг., 46 серий)[5]
- 1991 — Гарри и Хендерсоны (телесериал) (закадровое озвучивание, ОРТ)
- 1991 — Сериал «Самая красивая» («Bellisima», Venevision, 1991) — (мужские роли)
- 1992 — Во всём виноват посыльный
- 1992 — Том и Джерри: Фильм — блоха Фрэнки
- 1992 — Приключения медведей Гамми — Ворчун Гамми, Сэр Таксфорд (дубляж студии кинопрограмм ТРК «Останкино», 1991—1992 гг.)
- 1992 — Маски на секретном объекте — все роли
- 1993 — Список Шиндлера — Юда Дреснер
- 1993 — Старые ворчуны — Макс Голдман
- 1993 — Пороги времени — мистер Бергдорф, шериф Джо, шеф полиции Эли Тартареен, Корден Фуллер, Альберт Горден, доктор Картер Бах, Мордекай Самби, генерал Винх, Ноа, капитан Корво, Дитрих
- 1993 — Чёрный Плащ — хозяин кондитерской, пожарный («Как важно быть спокойным»)
- 1993 — Легенды Острова сокровищ — Джон Сильвер (со 2-й серии), Слепой Пью, отец Джима, отец Эмилии
- 1993 — Черепашки-ниндзя — Донателло, Рокстеди (Первый состав дубляжа: Корпорация «Видеофильм», студия «Дубль» по заказу телеканала «2×2», 68 серий); Крэнг (дубляж Екатеринбург Арт home video)
- 1993 — Мой маленький пони (дубляж телеканала «2×2»)
- 1994 — Тедди Ракспин — Джек В. Твиг; Верховный Тиран; Мохнатый Кто Такой (отдельные серии)
- 1994 — Валентина Георгиевна, Ваш выход! — рассказчик
- 1994 — Мэверик — кучер (Пол Бринегар), Мэттью Уикер (Джеффри Льюис) (дубляж «Varus Video»)
- 1994 — Скарлетт — дядя Генри, половина мужских ролей (закадровое озвучивание)
- 1994 — Няньки — Лиланд Стромм (Джордж Лэзенби), агент ФБР Джек Кармайкл, охранники дома Хиллхерста, мистер Бенджамин (кредитный инспектор банка)
- 1994 — Страницы Российской истории. Земля предков
- 1995 — Старые ворчуны разбушевались — Макс Голдман
- 1995 — Золотой глаз
- 1995 — Внезапная смерть
- 1995 — Быстрый и мёртвый
- 1995 — Человек ниоткуда — половина мужских ролей
- 1995 — Отверженные — епископ Мириэль (Жан Маре)
- 1995 — Майор Пэйн
- 1995 — Бэйб: Четвероногий малыш — рассказчик (дубляж «Ист-Вест», 1996 г.)
- 1995 — Кто подставил кролика Роджера — Эдди Валиант (Боб Хоскинс), Гуфи (дубляж ВГТРК, 1995 г.)
- 1996 — Следы во времени (телесериал) — Д-р Мордехай Саамби
- 1996 — Космический джем — Свакхаммер, Ахмад Рашад, Ларри Бёрд
- 1996 — Приказано уничтожить — Наджи Хасан
- 1996 — Максимальный риск — Мартин
- 1996 — Множество — Уолт
- 1996 — Навсегда
- 1996 — Насекомусы — Фулгор, Великий Мастер
- 1996 — Народ против Ларри Флинта — Джерри Фалуэлл
- 1997 — Аладдин (мультсериал) — Минос, Минотавр
- 1997 — Волшебный портрет — мудрец Лао Чунь (Чжоу Гунцзинь)
- 1997 — Парк Юрского периода 2: Затерянный мир — Roland Tembo
- 1997 — Пятый элемент[6] — Профессор Пэколи
- 1997 — Колония — Мойше
- 1997 — Дон Кихот возвращается — переводчик
- 1997 — Унесённый морем — Исаак Фостер
- 1997 — Роксолана: Настуня — султан Селим I, Кизляр-ага
- 1997 — Роксолана: Любимая жена Халифа — Кизляр-ага
- 1997 — Бременские музыканты: Бесстрашная четвёрка (нем.)русск. — Живодёр, племянник тёти Ванды, гангстер с сигарой и автоматом
- 1998 — Человек в железной маске
- 1998 — Почти герои — идальго
- 1998 — Доктор Дулиттл
- 1998 — Классик — Савицкий (Юозас Будрайтис)
- 1998 — Святой — Иван Третьяк (Раде Шербеджия)
- 1998 — Секретные материалы: Борьба за будущее — Бен Броншвег
- 1998 — Принцесса Лебедь: Тайна заколдованного королевства — Ротбарт
- 1998 — Карты, деньги, два ствола — Алан , рассказчик
- 1998 — Воссоединение семейки Аддамс — Уолтер Аддамс; дедушка Аддамс
- 1998 — Осада
- 1998 — Бэйб: Поросёнок в городе — рассказчик
- 1999 — Отряд «Стиляги» — Трики; Ховард
- 1999 — Голубоглазый Микки
- 1999 — Девятые врата — Уиткин
- 1999 — Зелёная миля[6] — старый Пол Эджкомб
- 2000 — Звериные войны
- 2000 — Правила боя — генерал-майор Перри
- 2000 — Приключения Рокки и Буллвинкля — пилот самолёта, полицейский в Огайо, Джеб (Джонатан Уинтерс)
- 2000 — Питон
- 2000 — Подземелье драконов
- 2000 — Тринадцать дней
- 2000 — Братство волка — Мерсье (Бернар Фрессон)
- 2000 — Шоколад — Гильям Беро (Джон Вуд)
- 2000 — Дракула 2000 — профессор Абрахам Ван Хельсинг
- 2001 — Бельфегор — призрак Лувра — Верла (Мишель Серро)
- 2001 — Доктор Дулиттл 2 — Джо Поттер (Джеффри Джонс)
- 2001 — Искусственный разум — доктор Фрацир (Майкл Мэнтелл)
- 2001 — Мушкетёр — капитан мушкетёров Тревилль (Майкл Бирн)
- 2001 — Гарри Поттер и философский камень[6] — Альбус Дамблдор (Ричард Харрис)
- 2001 — Властелин колец: Братство кольца[7][6] — Барлиман (Дэвид Уитерлей)
- 2001 — Пароль «Рыба-меч» — директор Билл Джой (Зэк Гренье)
- 2001 — Мулен Руж! — отец Кристиана (Артур Дигнам)
- 2001 — Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар — старик-хитчхайкер, Джордж Карлин, Уэс Крейвен (камео)
Компьютерные игры
- 1995 — Full Throttle — Ротвейлеры (мужчины)
- 1996 — Bermuda Syndrome — Джек Томпсон, Телкуард
- 1999 — Аллоды II: Повелитель душ
- 1999 — Atlantis II — хранитель кристалла
- 1999 — Faust: The Seven Games of the Soul — Ганнибал, Тод, Генри Портер
- 2000 — Дьявол-Шоу — Вервольф
- 2000 — Odyssey: The Search For Ulysses
- 2000 — Земля 2150: Война миров
- 2000 — Суперперец — Митрий, Калин
- 2000 — Проклятые земли — Хадор-Забияка, Гоблинский вождь Го-Го, Вождь Шай-Вар
- 2000 — In Cold Blood — Техники-мужчины
- 2000 — Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти — Беггармен, аптекарь Пиллс, бармен Баррел, посетитель в пабе, Бродяга, бармен на Диком Западе
- 2001 — Wizardry 8 — Мадрас
- 2001 — Некрономикон — доктор Оуэнс, дух
- 2001 — Тупые пришельцы — Пузан, второстепенные персонажи
- 2002 — S.W.I.N.E. — Свиньи
- 2002 — AquaNox — Бармен Джо
- 2002 — Age of Wonders II: The Wizard’s Throne (локализация от Логруса) — Габриэль