Биография
Леонид Иович Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии, но вскоре семья перебралась в Иркутск. В 1941 году, когда Леонид Гайдай окончил школу, началась война, и он вместе с одноклассниками пошел записываться добровольцем в армию. В военкомате ему отказали. Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский театр, где в это время гастролировал московский театр Сатиры. Одновременно занимался в театральной студии при Доме культуры железнодорожников и играл там в нескольких спектаклях.
В 1942 году Леонида Гайдая призвали в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Вскоре молодого человека направили в действующую армию. Некоторое время он служил во взводе пешей разведки, но 20 марта 1943 года был тяжело ранен, лечился в госпиталях.
В январе 1944 года его признали инвалидом второй группы. Гайдай вернулся в Иркутск и поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова). Окончив студию в 1947 году, два года играл в спектаклях местного драмтеатра.
В 1949 году Леонид Гайдай приехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Григория Александрова), который окончил в 1955 году.
Режиссер
С 1955 года Гайдай — режиссер киностудии «Мосфильм». Первый фильм «Долгий путь» (1956, совместно с Валентином Невзоровым) он поставил по сибирским рассказам Владимира Короленко. К жанру сатирической комедии режиссер обратился только в следующей работе — «Жених с того света» (1958), которая подверглась жесткой цензуре и в результате была значительно сокращена.
Провалилась и киноповесть «Трижды воскресший» (1960).
Гайдай впал в депрессию и уехал в Иркутск, где произошел решающий поворот в его судьбе. На чердаке деревянного дома он обнаружил номер «Правды» с фельетоном в стихах «Пес Барбос» Степана Олейника. Фельетон необычайно увлек его.
В 1961 году был снят короткометражный фильм «Пес Барбос и необычный кросс», который заявил о рождении незаурядного комедиографа. Незатейливая короткометражка породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев‑масок советского кинематографа. Именно в нем впервые появилась знаменитая троица: Бывалый, Трус и Балбес в исполнении Евгения Моргунова, Георгия Вицина и Юрия Никулина.
На волне успеха режиссер поставил новую короткометражку «Самогонщики» (1962). Полюбившиеся герои были задействованы в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и в «Кавказской пленнице» (1966).
Леонид Гайдай возродил в нашей стране комическое кино.
В 1968 году Гайдай снял картину «Бриллиантовая рука». В 1971 году на экраны вышла комедия «12 стульев». Гайдай не раз признавался, что это одна из его самых любимых картин. Из 22 претендентов на роль Остапа Бендера режиссер выбрал Арчила Гомиашвили. Сам же он сыграл в этом фильме эпизодическую роль Коробейникова.
В 1973 году вышел в свет комедийный фильм «Иван Васильевич меняет профессию», созданный по мотивам пьесы Михаила Булгакова. Здесь снова появился Шурик, но уже в амплуа инженера-изобретателя, работающего над созданием машины времени. В 1973 году картину посмотрели более 60 миллионов зрителей.
В 1975-ом вышла еще одна комедия, также вошедшая в золотой фонд отечественного кино — «Не может быть!». Этот музыкальный сатирический фильм, снятый по произведениям Михаила Зощенко, состоит из трех не связанных общим сюжетом новелл.
В 1980‑х на экраны вышли комедии «За спичками» (1980) и «Спортлото‑82» (1982).
Последними заметными работами Гайдая стали ленты «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди», «Опасно для жизни!», «Частный детектив, или Операция «Кооперация».
Личная жизнь
Леонид Гайдай встретил свою будущую жену актрису Нину Гребешкову в годы учебы во ВГИКе. Леонид Иовыч сразу заметил маленькую хохотушку, но не думал, что Нина станет музой на всю жизнь. Гайдай был старше Гребешковой на 8 лет, прошел войну, был ранен в ногу. Но Нина Павловна была покорена искренностью, простотой и неиссякаемым оптимизмом Гайдая.
В 1953 году Гайдай и Гребешкова поженились. Свадьбу отпраздновали скромно. Молодожены поселились в небольшой комнате у родителей Нины Гребешковой. Через несколько лет супруги переехали в собственную 3-комнатную квартиру. Актриса с первых дней поняла, что живет с гением, поэтому бытом всегда занималась сама. У супругов родилась дочь Оксана.
В 70 лет режиссер заболел. Врачи диагностировали отек легкого. 19 ноября 1993 года Леонид Гайдай умер на руках у Нины Павловны. Она говорит, что для нее Гайдай все еще жив, просто вышел ненадолго.
Личная жизнь Леонида Гайдая
Позже в одном из интервью актриса расскажет, что влюбилась в будущего гениального комедиографа не сразу — ее сердце стало принадлежать ему только после войны. Поначалу девушка его очень стеснялась: Леонид был старостой курса, и она боялась ляпнуть при нем какую-нибудь глупость. Леонид же не догадывался, какие эмоции он вызывает у симпатичной однокашницей, часто провожал девушку домой после репетиций, а вскоре между ними зародились теплые чувства.
Жена и дочь Леонида Гайдая
Свадьба Гайдая и Гребешковой состоялась в 1953 году и была весьма скромной: родственники, друзья и студенты, собрались в коммунальной квартире. Единственное, что омрачало радость жениха – молодая жена не захотела брать его фамилию.
Режиссер прожил всю жизнь с одной женщиной
В 1957 году у пары появилась дочь Оксана. Вместе супруги прожили около 40 лет. На их протяжении режиссер несколько раз снимал супругу в кино — хоть и не в главных, но ярких ролях. Так, Гребешкову можно увидеть в таких картинах как «Бриллиантовая рука», «Не может быть!», «Спортлото-82».
Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука»
Оксана Гайдай изучала международную экономику в МГИМО, там же встретила мужа. Их дочьку Ольгу Леонид Иович снял в своем предпоследнем фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация“».
Леонид Гайдай с внучкой
Леонид очень любил внучку и мечтал. чтобы она связала жизнь с кино. Но она тоже поступила в МГИМО. Сейчас она носит фамилию Худякова.
Нина Гребешкова, Оксана Гайдай и Ольга Худякова
Память о великом режиссере
В 2013 году в Москве была открыта мемориальная доска в честь Леонида Гайдая. Она установлена на доме, в котором жил режиссер до самой смерти. На церемонии открытия присутствовала семья актера и его коллеги: режиссер Николай Досталь, народный артист СССР Владимир Этуш и актер Дмитрий Харатьян. Евгений Герасимов, депутат Мосгордумы и известный актер, сожалеет о том, что память о режиссере нельзя увековечить на каждом московском доме, потому что фильмы Гайдая позволяли людям жить веселее. Он отметил, что таких комедий, которые можно было пересматривать несколько раз, сейчас нет.
Вести.ру сообщают, что Генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев счастлив, что доска появилась именно на этом доме. Здесь жили Татьяна Пельтцер и Всеволод Санаев, но именно Гайдай был его душой. Раньше кинокритики относились к творчеству режиссера как к слишком народному, не сложному искусству. Однако сейчас стало понятно, что фильмы Гайдая останутся навсегда.
Владимир Этуш и вдова режиссера Нина Гребешкова разрезали красную ленточку после речей собравшихся. Этуш процитировал Гайдая, который после съемок говорил: » Еще по 50 и все». После этого сняли занавес, накрывавший доску. На ней появился улыбающийся Гайдай в очках и сигаретой в руке, передает ИТАР-ТАСС.
Авторы мемориальной доски — народный художник России Салават Щербаков и архитектор Василий Перфильев.
Память о гении
В городе Свободный, где родился режиссер, ему поставлен памятник. К слову, он расположен рядом с кинотеатром, который также носит имя Леонида Гайдая. В начале двухтысячных в Иркутске также появился «Центр российского кино имени Леонида Гайдая».
Однако главными памятниками гениальному Леониду Гайдаю остаются его незабвенные картины, которые смотрят и будут смотреть самые разные поколения россиян.
Звания и награды
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969)
- Народный артист РСФСР (1974)
- Народный артист СССР (1989)
- Лауреат Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых «за участие в создании ряда советских кинокомедий последних лет» (1970)
- Награжден Орденом Отечественной войны I степени (1985)
- В 1993 году режиссер получил премию «Золотой Овен» в номинации «Человек кинематографического года»
- В 1995 году — приз РТР «Золотой билет» за лучшую отечественную комедию — «Бриллиантовая рука» (посмертно).
По материалам сайтов: КиноПоиск, телеканала «Россия», StarAndStar.ru, Кино-театр.ру, Lifeactor.ru, РИА «Новости», Вести.ру.
Фильмография: Режиссер
- На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди (1992)
- Частный детектив, или операция Кооперация (1990)
- Опасно для жизни! (1985)
- Спортлото-82 (1982)
- За спичками (1980)
- По улице комод водили… (1978)
- Инкогнито из Петербурга (1977)
- Не может быть! (1975)
- Иван Васильевич меняет профессию (1973)
- Двенадцать стульев (1971)
- Бриллиантовая рука (1968)
- Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
- Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
- Наваждение (1965)
- Деловые люди (1963)
- Пес Барбос и необычный кросс (1961)
- Самогонщики (1961)
- Совершенно серьезно (1961)
- Трижды воскресший (1960)
- Жених с того света (1958)
- Долгий путь (1956)
Фильмы
В кино Леонид Гайдай дебютировал в 1955 году, причем как актер. Леонид Гайдай сыграл Алешку в комедии «Ляна». Но актерская биография у Гайдая не задалась, чего не скажешь о работе по другую сторону камеры. Уже через год Леонид Гайдай делает режиссерский дебют и выпускает драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта. Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру.
Тогда Гайдай выпускает сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он сделал идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше. Но сам режиссер этого фильма стеснялся до конца жизни.
В 1961 году он снимает короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые приносят всесоюзную славу не только режиссеру, но и троице персонажей Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.
Экранизировав несколько новелл американского юмориста О’Генри в картине «Деловые люди», Гайдай возвращается к советской действительности и дарит зрителям одну за другой бессмертные картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». Эти фильмы стали лицом советского кинематографа для последующих поколений.
В 1970-х режиссер снова обратился к литературе, но на этот раз к родной. Леонид Гайдай экранизировал классические произведения российских авторов: Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя. Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев».
Кстати, сам Леонид Гайдай нередко появлялся в своих фильмах в маленьких эпизодах. Наиболее крупная его роль — архивариус Варфоломей Коробейников в «12 стульях». В 80-х годах режиссер сделал еще одну классическую комедию «Спортлото-82», а также снимал многие из выпусков киноальманаха «Фитиль».
В 1989 году Леонид Гайдай получил звание народного артиста СССР.
Последними работами великого Леонида Гайдая были перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль играл Дмитрий Харатьян.
Стоит добавить, что легендарный режиссер был весьма консервативен в подборе актерского состава. Большинство артистов снимались у него по многу раз. Например, Георгий Вицин, Виктор Уральский, Сергей Филиппов и Нина Гребешкова появлялись в его картинах около 10 раз. Также Гайдай любил работать с Натальей Крачковской, Александром Демьяненко и Леонидом Куравлевым.
Также узнаваемой деталью фильмов становились песни, которые исполняли персонажи картин. Культовыми благодаря появлению в фильмах Гайдая стали «Песня про зайцев», которую поет герой Юрия Никулина в «Бриллиантовой руки», «Теряют люди друг друга» с царского пира в «Иван Васильевич меняет профессию» или «Трутся спиной медведи о земную ось», которую поет главная героиня картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Фильмография: Сценарист
- На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди (1992)
- Частный детектив, или операция Кооперация (1990)
- Опасно для жизни! (1985)
- Спортлото-82 (1982)
- За спичками (1980)
- Инкогнито из Петербурга (1977)
- Не может быть! (1975)
- Иван Васильевич меняет профессию (1973)
- Двенадцать стульев (1971)
- Бриллиантовая рука (1968)
- Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
- Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
- Деловые люди (1963)
- Пес Барбос и необычный кросс (1961)
- Самогонщики (1961)
- Совершенно серьезно (1961)
Память
Удачными были фильмы » 12 стульев», «Спортлото-82», а так же комедии времён Перестройки, ставшие его последними творениями, а именно «Частный детектив или операция «Кооперация » и на «Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди.» Кстати, некоторые сцены последнего фильма снимались в Америке в одном из развлекательных центров Дональда Трампа, в титрах написали благодарность Трампу.
Леонид Гайдай оставил после себя творческое наследие из полюбившихся фильмов, которые дарили людям радость и гарантировали хорошее настроение. Бывший фронтовик никогда не снимал фильмов о войне, он считал что в жизни мало смеха, а горя и слёз русский народ хватил сполна.
Леонида Иовича Гайдая не стало 19 ноября 1993 года. Но память жива о нём пока не забыты его фильмы и судя по народной любви к его творчеству это случится ещё не скоро.