Биография Аркадия Райкина

Биография Аркадия Райкина

Аркадий Исаакович Райкин родился в Риге, в семье портового бракера (работник, определяющий качество товара) строительного леса Исаака Владимировича Райкина и Леи (Елизаветы Борисовны) Райкиной (в девичестве Гуревич). Учась в школе, он увлекался театром, даже посещал драмкружок. На любительскую сцену он впервые вышел девятилетним мальчиком.

Место, где родился, Райкин любил всю свою жизнь. Но главным городом стала культурная столица – Петроград (Ленинград) — куда семья переселилась в 1922 году. А главным местом вне зависимости от ее расположения в пространстве – сцена.

В 1935 году Аркадий Райкин окончил Ленинградский техникум сценических искусств. Он стал артистом вопреки желанию родителей. Он многое делал вопреки чужим влияниям и потому сам так существенно повлиял на свою эпоху и своих современников.

Гастроли Аркадия Райкина

Гастролируя по Союзу, в 1962 году Аркадий Райкин попадает в Одессу. Там, в столице юмора, он замечает блестящих молодых актеров одесского театра «Парнас-2» Михаила Жванецкого, Виктора Ильченко и Романа Карцева. Райкин приглашает их работать в своем Театре миниатюр, где они становятся известными советскому зрителю. Наиболее запоминающейся стала поставленная в 1969 году Райкиным и Жванецким программа «Светофор», которая приносит Жванецкому популярность. В том же году одесситы уходят из Театра миниатюр и начинают собственную эстрадно-артистическую карьеру.

Райкин, стремительно набирающий известность, гастролирует не только по Советскому Союзу, но и за рубежом. В 1965 году вместе с театром Аркадий Исаакович едет в Англию, где пользуется невероятным успехом. Там, в Лондоне, он встречается со своим двоюродным братом – Бруно Райкиным, известным южноафриканским пианистом, аккомпаниатором Поля Робсона. Эта их встреча была единственной, после чего жизненные пути знаменитых родственников более не пересекались.

image Аркадий Райкин играл в театре и в кино

Аркадий Райкин и театр

Ленинградский ТРАМ Театр рабочей молодежи – образец пролетарского искусства. Именно здесь начинал Райкин — активный и энергичный, готовый всего себя отдать великому делу построения социализма. Да, 1930-е годы актеры тоже строили социализм. Играли передовиков, стахановцев, комсомольцев или молодых врачей.

Вполне возможно, что Райкин был бы великим киноартистом, но в конце 1930-х на экраны его не тянуло. Манило на сцену: помериться силами со зрителями. То ли он их насмешит, то ли они его освищут.

И Райкин набрал труппу артистов. Так в Ленинграде появился первый и единственный частный театр – Театр миниатюр. Конечно, по документам он числился государственным. Директора назначали власти, а Аркадий Исаакович являлся лишь худруком. Но это был именно его театр, где все было подчинено ему. И были те артисты, которые это понимали. Он никогда не говорил: «Мой театр», а говорил: «Наш театр».

Театр миниатюр — это театр одного актера. На большие роли здесь никто не мог рассчитывать, остальные актеры были лишь на подхвате и шли на это осознанно. Он очень обижался, когда от него уходили люди, или когда приходилось с кем-то расставаться по каким-то причинам, Райкин это воспринимал болезненно. А актеров называл своей семьей.

Великая Отечественная война застала артиста врасплох. Райкин, к тому времени уже глава семьи из трех человек, включая дочь Катю и жену Руфь. Когда началась война, 3-летнюю Катю пришлось эвакуировать в Ташкент. Родители не хотели брать ее на войну, оставили чужим людям. А сами ездили на фронт с артистической бригадой, выступали перед бойцами.

После войны Аркадий Райкин с семьей вернулся в Ленинград, в Театр Миниатюр. Он очень быстро набрал популярность. А главная идея: сатирой улучшить качество советского человека. К зрительному залу он относился с большим трепетом. В его личности заключалась огромная сила, словно поток электрической энергии могла зарядить ближнего, а могла и крепко ударить.

Вместе навсегда

С тех пор всегда и везде Рома была рядом. После того, как она окончила институт, Аркадий и Рома стали вместе работать в театре миниатюр, где супруга актера выступала под псевдонимом Р.Рома. Именно она была для великого артиста вдохновителем, критиком и отчасти даже педагогом. На сцене она была идеальным партнером, а в жизни – верной, надежной, любящей и заботливой женой. Когда он гастролировал во время войны на фронте, она тоже была рядом. Она, насколько позволяли условия, всегда старалась обеспечить ему комфорт и почти домашний уют. А еще она всегда была готова к тому, что мужу понадобится ее помощь. И он неизменно получал ее.

image

Аркадий Райкин. / Фото: www.fenixclub.com

Позже станут возникать слухи о его увлечениях другими женщинами, о его частых влюбленностях. Возможно, это имело место быть. Но никогда не имело продолжения, потому что самые сильные чувства он испытывал только к одному человеку – его любимой Роме.

image

Аркадий Райкин с сыном. / Фото: www.visionary.ru

В 1950 году у Аркадия Исааковича и Руфи Марковны родился сын Костя, Котя, как ласково называли его дома. С его рождением в семью вернулась почти юношеская пылкость, усиленная зрелой любовью.

Мифы и реальность об Аркадии Райкине

С начала 1950-х Театр миниатюр был в постоянных разъездах. Три месяца выступали в Ленинграде, два – в Москве, в остальные колесили по всему Советскому Союзу.

Личность Райкина начала обрастать мифами. На самом деле, за одно выступление Райкин получал всего 24 рубля. А львиная доля заработка уходила на театр, на большую семью. Квартира да автомобиль «Волга» – вот и все достояние. Дачу Райкин всю жизнь только снимал на лето. А остальное лишь мифы о том, что актеры живут богато, что Райкин собирается уехать в США, что переправляет бриллианты в Израиль и спонсирует мировое еврейство.

Однако к концу 60-х ленинградские власти крепко взялись за артиста: вымарывали из монологов слова, фразы. Но высшая точка накала — 1970 год. В ту весну пышно отмечалось 100-летие со дня рождения вождя Ленина. Райкин, как сатирик актуальный, тоже отозвался: поставил спектакль «Плюс-минус». Автор Леонид Лиходеев отыскал малоизвестные цитаты Ленина, которые обрели новый, почти контрреволюционный смысл. В ЦК Компартии был отправлен донос и театру запретили выступать в Москве и Ленинграде. Отправили на длительные гастроли. После этого у Аркадия Исааковича случился инфаркт.

Но к середине 1970-х давление со стороны цензоров на Райкина значительно уменьшилось. Со своим театром он гастролирует по миру, в частности, в Англии, где артисту заплатили баснословный гонорар. Правда валюта отошла государству. А Райкину достались восторженные отзывы в прессе.

Советское телевидение тоже не прошло мимо: в 1974 году снимается знаковый фильм «Люди и манекены». Мастер перевоплощения, он в любом образе смотрелся органично. А вне сцены становился самим собой: спокойным, немногословным, человеком с потаенной грустью во взгляде.

В 1975 году в семье Райкиных случилось несчастье: любимую супругу Рому парализовало. Аркадий Райкин и сам стремительно терял здоровье. Вскоре пришлось переехать из Ленинграда в Москву — там лучшие врачи, там дети. Но тогдашнее руководство города не отпускало его, чтобы сделать ему больно. Тут и пригодилось давнее знакомство с Брежневым. Бывший полковник поддержал бывшего фронтового артиста.

«Мир дому твоему» — последний спектакль Райкина. Он репетировал его вместе с автором Семеном Альтовым, уже будучи тяжело больным человеком. Недруги говорили: «Райкин уже не тот! Лучше бы ушел со сцены красиво, вовремя». Но сцена для него была лучшим лекарством.

Незадолго до смерти (уже было время начала перестройки), Аркадий Исаакович поехал в турне по Америке. Говорил на сцене тихо, подводила память, изменилась мимика, но это был он, тот самый, всеми любимый Райкин.

‘Маме было больно, но она терпела’

— ОТЕЦ делился с вами своими проблемами?

— Конечно, делился. И со мной, и особенно с мамой. Я вообще не представляю, как бы он жил без нее.

— Как они встретили друг друга?

— Папа выступал в школьной самодеятельности, и однажды их пригласили на ‘гастроли’ в соседнюю 41-ю школу. Вот как папа вспоминал об этом: ‘Выхожу на сцену, выступаю и вдруг обращаю внимание на девочку-старшеклассницу, сидящую ряду в пятнадцатом. На девочке был красного цвета берет, примечательный не только своей яркостью, но еще и тем, что в нем было проделано отверстие, а сквозь него пропущена прядь иссиня-черных волос. Я еще не знал, что девочку зовут Рома. Года полтора спустя я увидел ее на Невском. Узнал мгновенно. Она шла мимо меня. Шла так, как будто все должны уступать ей дорогу. Мне захотелось заговорить с ней, но я не решился.

Прошло еще три года. Я уже учился на последнем курсе института. Однажды прихожу в нашу студенческую столовую, становлюсь в очередь. Кто-то встал за мной. Вначале я не замечаю, кто это. Но вдруг словно почувствовал что-то. Оборачиваюсь — за мной стоит она. Она заговорила первой, и этот разговор я помню слово в слово.

— Как хорошо, что вы тоже учитесь здесь.

Я после паузы:

— Что вы делаете сегодня вечером?

— Ничего.

— Пойдемте в кино.

— Пойдемте…

В тот же вечер мы встретились у кинотеатра ‘Гранд-Палас’. Что мы смотрели? Бог его знает. Я все время смотрел на нее. Как только начался сеанс, я наклонился к ней и прошептал:

— Выходите за меня замуж’.

Через несколько дней мама ответила согласием, но поженились они значительно позже — против студенческого брака были категорически настроены ее родители.

— Как Аркадий Исаакович называл вашу маму дома?

— Ромочка или Ромашка. Мы с Костей говорили ‘мамочка’ или ‘мамулька’, а я еще звала ее ‘мамулявка’. Мама была красавицей. Очень яркая, талантливая, веселая, глубоко образованная. Она знала массу историй, анекдотов, и даже Ираклий Андроников, приходя к родителям в гости, всегда говорил: ‘Ромочка — прекрасный рассказчик, мне лучше помолчать’. У нее был и литературный талант, отмеченный многими критиками, но времени писать не хватало. Она играла в театре, была папиным секретарем и буквально не отходила от телефона. Я говорила: ‘Мама, ты — как коза на веревочке. Нельзя же так, надо делать перерывы’. Я ненавидела телефон и до сих пор смотрю на него, как на врага, потому что он всю жизнь отнимал у меня маму.

— Вашего отца постоянно окружали красивые актрисы, поклонницы… Мама не ревновала?

— Были моменты, когда я понимала, что маме тяжело, обидно, больно. Но что сделать, се ля ви, как говорят французы. Она была очень мудрой женщиной. Случались критические периоды, которые стоили ей большого здоровья, но приходилось терпеть и переживать. Она очень любила папу, поэтому бросила ему под ноги всю свою жизнь, все свои таланты. Она понимала, кто такой Райкин. Ведь почему часто два талантливых человека не уживаются вместе? Обязательно кто-то должен пожертвовать собой ради совместной жизни и любви. А это не каждый может. Безусловно, папа был благодарен ей. Особенно это проявилось, когда мама заболела. Папа ухаживал, был с ней очень нежен и внимателен.

Личная жизнь Аркадия Райкина

Аркадий Исаакович и его будущая жена Руфь познакомились в театральном институте. Она стояла в очереди в столовой, он обернулся, увидел ее и спросил, что она здесь делает. Руфь ответила, что учится на первом курсе. А Райкин уже заканчивал вуз. Тогда он пригласил девушку в кино и, не смотря на совсем недавнее знакомство, сделал ей предложение. В 1935 году они поженились, а в 1938 году родилась дочь Екатерина, будущая актриса. В доме всем заправляла Руфь или просто Рома – это ее домашнее имя.

А в 1950 году в семье Райкиных родился сын Константин — абсолютно «закулисный» ребенок. Кстати, артист сына назвал в честь Станиславского. Мальчик везде и всюду был с родителями: на гастролях, в гостиницах, поездах и самолетах. Учился в нескольких школах сразу, в разных уголках страны. Но главные уроки жизни и искусства преподал ему все-таки отец.

image

Константин, Екатерина и Аркадий Исаакович Райкины

Знакомство

Обратил внимание на привлекательную, очень серьезную девочку Руфь Аркадий Райкин, еще обучаясь в средней школе. Уже в юности будущий великий актер был по-настоящему влюблен в театр. И конечно же, Аркадий участвовал в том числе и в школьной самодеятельности.

Однажды театральный кружок будущей всесоюзной знаменитости пригласили выступить в соседнюю школу. В зале среди зрителей Райкин в первый раз и увидел Руфь или, как завали ее все вокруг, Рому. Позднее юноша несколько раз встречал понравившуюся ему девушку на улице. Однако из скромности подойти к ней он тогда так и не решился.

На первое свидание Аркадий пригласил Руфь только тогда, когда молодые люди уже учились в Ленинградском техникуме сценического искусства. Райкин случайно увидел Рому в столовой техникума и наконец решился заговорить с ней, пригласив девушку в кино.

Творческая деятельность Аркадия Райкина

Театр

  • «Любовь и три апельсина»
  • «От двух до пятидесяти»
  • «Избранное-1973»
  • «Его величество театр»
  • «Плюс-минус»
  • «Лица»
  • «Мир дому твоему»
  • «За чашкой чая»
  • «Белые ночи»
  • «Волшебники среди нас»

Фильмография

  • 1933 — «Первый взвод»
  • 1939 — «Огненные годы»
  • 1939 — «Трактористы»
  • 1939 — «Доктор Калюжный»
  • 1941 — «Валерий Чкалов»
  • 1942 — «Концерт фронту»
  • 1954 — «Мы с вами где-то встречались»
  • 1956 — «Концерт артистов ленинградской эстрады и театров»
  • 1957 — «Знакомые картинки»
  • 1958 — «Человек многолик»
  • 1960 — «На сон грядущий»
  • 1961 — «Баня»
  • 1964 — «Когда песня не кончается»
  • 1964 — «Голубой огонек-1964»
  • 1965 — «Новогодний календарь»
  • 1965 — «В первый час»
  • 1966 — «Сказки русского леса»
  • 1967 — «Адрес: Театр»
  • 1967, 1975 — «Аркадий Райкин»
  • 1967 — «На два часа раньше (пантомима «Рыбалка»)
  • 1967 — «Пополам»
  • 1969 — «Вчера, сегодня и всегда»
  • 1970 — «Волшебная сила»
  • 1973 — «Божественная комедия»
  • 1974 — «Петр Мартынович и годы большой жизни»
  • 1974 — «Люди и манекены» (актер, режиссер-постановщик и сценарист)
  • 1985 — «Королевский бутерброд»
  • 1987 — «Мир дому твоему»

Театр Аркадия Райкина

image Аркадий Райкин. Фотография: uznayvse.ru

Аркадий Райкин. Фотография: alekseykalugin.ru

Аркадий Райкин. Фотография: mytoot.ru

Послевоенные выступления Аркадия Райкина на радио и телевидении, а также роли в кино публика принимала более чем благосклонно. Зрители оценили талант артиста в картине Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» и фильме Михаила Слуцкого «Концерт фронту», в которых он снялся еще во время войны. Позднее вышли еще две ленты с его участием — «Мы с вами где-то встречались» и «Концерт артистов».

В Театре миниатюр тоже все шло хорошо. Вместе с сатириком Владимиром Поляковым Райкин создал новые театральные программы — «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря…» и спектакли «Приходите, побеседуем», «Любовь и коварство».

Театр Райкина, как определенный жанр эстрадного искусства, — это прежде всего, что бы там ни говорили, театр одного центрального актера. Я не хочу при этом обидеть его товарищей по работе, среди которых немало одаренных, интересных артистов, с большим искусством создающих необходимый выразительный фон, очень сложный игровой антураж для Райкина. Но все же несомненно, что Райкин сам по себе — это целый театр.

Из этюда писателя Льва Кассиля

Театр миниатюр под управлением Аркадия Райкина был одним из самых любимых у зрителей тех лет. На его сцене выступали признанные артисты эпохи: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Эдуард Хиль, Мария Пархоменко. Райкин приглашал и новых звезд, талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» из Одессы: Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко, Людмилу Гвоздикову. К этому времени Райкин уже не работал с драматургом Поляковым, но в театре по-прежнему ставили спектакли «Человек-невидимка», «Белые ночи», «Любовь и три апельсина».

Никто не скажет: «Сегодня я иду на новый спектакль Ленинградского театра миниатюр». Каждый скажет: «Я иду на Райкина…»

Из рецензии на спектакль «Любовь и три апельсина» в «Литературной газете», 1960-е годы

В 1961 году Райкин сыграл первую интермедию Жванецкого «Разговор по поводу». Через три года они вместе создали новую театральную программу «Светофор», где сатирик исполнил знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале».

Монологи Райкина были остро сатирическими, но оставались корректными по отношению к власти. Жестко, но интеллигентно он высмеивал пороки людей и «издержки» политической системы: дефицит, бюрократию, блат. Несмотря на беспощадность образов, фельетоны Аркадия Райкина всегда нравились публике.

Награды и звания

  • 1945 — Орден Отечественной войны II степени
  • 1947 — Заслуженный артист РСФСР
  • 1957 — Народный артист РСФСР
  • 1968 — Народный артист СССР
  • 1971 — Орден Трудового Красного Знамени
  • 1980 — Ленинская премия
  • 1981 — Герой Социалистического Труда
  • 1981 — Орден Ленина
  • 1985 — Орден Отечественной войны I степени
  • Орден Дружбы народов
  • Медаль «За оборону Кавказа»
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира
  • Ильича Ленина»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Ссылка на основную публикацию
Похожее