Биография
Кирилл Козаков родился в известной, многонациональной, творческой семье. Его отец – знаменитый актер и режиссер Михаил Козаков происходил из образованной еврейско-греческой династии. Мама, Грета Таар, была эстонкой, работала художницей по костюмам на «Мосфильме». Воспитывался Кирилл вместе с сестрой Екатериной, позже ставшей филологом.
Когда мальчику было три года, родители расстались. Дети остались с мамой. Безусловно, мальчик рос в закулисье, в окружении талантливых людей. От отца он унаследовал актерский дар и огромную любовь к литературе. Однако после окончания школы, идти в артисты не собирался. Судьба сама определила ему этот путь.
В одном из интервью Кирилл признался: «Я мечтал быть оператором. Много фотографировал, занимался с художником и собирался поступать на операторский факультет во ВГИК или на постановочный в школу-студию МХАТ.
Но так сложилось… Видите ли, решение попробовать свои силы в конкурсе на актерский факультет возникло спонтанно. Как-то я пришел в школу-студию и услышал, как там проходят туры. Мне не очень понравилось, как там кто-то из поступающих читал. Я просто пошел и прочитал так, как я это тогда видел. Так получилось, что я прошел все туры в несколько театральных ВУЗов. В итоге, я поступил на курс к Виктору Ивановичу Коршунову (преподаватель ВТУ имени М. С. Щепкина). И очень этому рад. Правда, отец тогда был категорически против моего поступления на актерский факультет. Мы с ним после этого не разговаривали два года».
Театр
В 1984 году Кирилл Козаков окончил училище и поступил на службу в Театр Российской армии. Отработав два сезона, перешел в Московский Новый драматический театр. А через несколько лет стал актером театра на Малой Бронной, в труппе которого состоял до 2002 года.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Театр на Малой Бронной:
- Клитандр — «Жорж Данден, или Одураченный муж», Ж.-Б. Мольер;
- Изобретатель — «Король, дама, валет», В. Набоков;
- Фокин, Мясин — «Нижинский», Г. Бламстейн;
- Шеном-младший — «Лулу», Ф. Ведекинд.
Позже артист выходил на сцену преимущественно в антрепризных спектаклях. Об одном из них, самом знаковом в своем творчестве, он рассказал: «В пьесе «Безымянная звезда» я играю роль, которую когда-то играл в одноименном фильме папа. Он же, как вы помните, этот фильм и поставил. Несколько лет назад мне позвонила режиссер-постановщик этого спектакля Ольга Анохина и спросила, не хочу ли я сыграть роль Грига. Когда предлагают такой материал, грех отказываться!»
Кинематограф
Вместе с театральной карьерой началось стремительное восхождение актера на кинематографический олимп. В середине 90-х он сыграл Петра II в историческом фильме Александра Прошкина «Михайло Ломоносов». А также снялся в телеспектаклях своего отца: сцены из трагедии М.Лермонтова «Маскарад» и «Фауст» И.-В. Гете в переводе Бориса Пастернака.
«Графиня де Монсоро»
В 1997 году состоялась звездная роль Кирилла Козакова. Режиссер Владимир Попков пригласил актера в исторический фильм «Графиня де Монсоро», снятый по мотивам одноименного романа Александра Дюма. Артист с аристократической внешностью, неоднократно игравший высокопоставленных вельмож, на сей раз перевоплотился в герцога Анжуйского.
Действие картины разворачивается во второй половине XVI века в Париже. Во Франции идет борьба за власть между королем Генрихом III (Евгений Дворжецкий) и его братом герцогом Анжуйским. Увлекательные придворные интриги переплетаются с трогательной и страстной историей любви красавицы Дианы (Габриэла Мариани) и пылкого графа Де Бюсси (Александр Домогаров).
Благодаря авантюрному сюжету, великолепной игре молодых талантливых актеров, захватывающим дракам и неожиданной развязке, проект стал одним из самых популярных российских телесериалов.
О работе над фильмом режиссер Владимир Попков говорит: «Мне всегда нужна внутренняя точка отсчета, которую зритель, возможно, и не уловит. Когда она найдена, все остальное — дело техники. В данном случае я понял, почему погибли Бюсси и Монсоро: они – «лишние» люди. Бюсси — последний рыцарь Франции, а Монсоро — первый буржуа, собственник, рожденный раньше своего времени. Диана же получилась как бы ангелом смерти, ускорившим их гибель. В картине, как мне кажется, появился социальный смысл. Поэтому у нас такие прохладные сцены любви. Было снято много материала, прежде чем мне в голову пришла эта идея. Другого пути у меня не было».
Тремя годами позже фильмография актера пополнилась еще одной исторической личностью. Он сыграл известного политического деятеля и революционера Якова Свердлова в биографическом фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья».
Затем Андрей Ростоцкий пригласил артиста на главную роль в военно-приключенческом фильме «Моя граница». Не обошлась без его участия и популярная в те годы мыльная опера Елены Цыплаковой «Кармелита. Цыганская страсть». Здесь Кирилл Козаков выступил в образе отца ведущей героини сериала Хитаны, которую в свою очередь играла его дочь Мария.
«Русский шоколад»
В 2010 году на экраны вышла мелодрама Дарьи Полторацкой «Русский шоколад» с актером в одной из главных ролей.
По сюжету владелец хлебозавода Матвей Пахомов давно и прочно занимает положение неофициального «отца» маленького провинциального городка Спасска. Жизнь там течет тихо и спокойно. И хотя из-за кризиса ситуация в Спасске стала трудная, Пахомов всегда готов помочь землякам.
Но в один прекрасный день из Москвы приезжает семья Кольцовых. Они открывают в городе кафе «Русский шоколад», и спокойное течение жизни в Спасске нарушается раз и навсегда.
Главу семейства Леонида Кольцова представил в фильме Кирилл Козаков. Ансамбль артисту составили: Елена Оболенская, Андрей Сергеев, Владимир Симонов, Дмитрий Брусникин.
«Пятая стража»
Незабываемой для всех поклонников творчества актера стала его роль в популярном мистическом детективе «Пятая стража». Многосерийный фильм-сказка о работе одного очень странного детективного агентства, где все сотрудники обладают уникальными способностями, шел на экранах четыре года.
В процессе работы над проектом артист поделился своими мыслями: «В любом художественном произведении идет борьба добра со злом. Просто в сказке эта борьба идет более явно. Но в наше время добро и зло практически слились и обесцветились. Мне хочется расставить акценты: добро — это добро, зло — это зло. Текст, который мне предложили, был умным, тонким. Надеюсь, что и в дальнейшем сценарий будет радовать. Текст — это вообще главное.
Сценарий до конца не написан, он создается параллельно эфиру. И это дает уникальную возможность что-то менять, дорабатывать, улучшать. Ну, и, конечно, тот факт, что фильм режиссирует Василий Пичул, также повлиял на мое решение сниматься в сериале. Тем более, опыт работы в подобных долгоиграющих проектах у меня есть, причем разный — помимо актерской деятельности, я несколько лет работал кастинг-директором».
О своем персонаже, главе агентства — вампире Феликсе, и сюжетной линии актер поведал: «Феликс после определенных событий не хотел жить. Он полюбил, но его возлюбленная умерла. Он обращается к высшим силам с просьбой дать ему смерть. Ему говорят: «Можем предложить тебе лишь сон без сновидений». Он говорит: «Да, это почти как смерть!» И соглашается. Но через 500 лет его будят, и он попадает в нашу действительность. Поскольку он связан с высшими силами, адаптация его проходит мгновенно. И начинаются всякие расследования… Но его личная тема, которая была тогда, 500 лет назад, тоже остается.
Мой герой — прежде всего сыщик, ведущий расследование. А уж какими методами, вампирскими или дедуктивными, — это уже не так важно. Если он меняется, если он думает не только о том, как найти очередного преступника, а еще и о том, как ему жить, с его-то способностями! — вот тогда будет интересно за ним следить».
«Вычислитель»
В процессе работы над «Пятой стражей» Кирилл Козаков принял предложение сыграть роль капитана в другой фантастической картине — «Вычислитель» Дмитрия Грачева.
Сюжет: Десять заключенных, приговоренных к пожизненному изгнанию с планеты XT-59, отправляются в опасный путь через Саргассово Болото. Группа сразу делится на две части: Эрвин (Евгений Миронов) и Кристи (Анна Чиповская) идут на поиск Счастливых Островов, Юст (Винни Джонс) ведет остальных к Гнилой Мели. Однако долгое время их маршруты практически совпадают.
В первый же вечер Эрвин понимает, что его должны убить – в прошлой жизни он занимал слишком высокий пост, и теперь он опасен для тех, кто пришел к власти. Выбрав в попутчицы Кристи, он сразу старается уйти подальше от остальных членов группы, чтобы обезопасить себя. На пути к Счастливым островам герои преодолевают массу препятствий. Цена этому — свобода и счастье.
Примечательно, что фильм был снят в рекордно сжатые сроки – всего за 22 дня, семнадцать из которых группа провела в Исландии. И для него создатели специально разработали письменный язык, которым пользовались жители планеты XT-59.
Позже актеру довелось исполнить роли: полковника в криминальном сериале Станислава Дремова «Сын моего отца», Шамана в мистической ленте Ивана Кордзаии «ЗаТаинственная страсть». Здесь он сыграл своего отца в молодости, снимался практически без грима – помогло унаследованное портретное сходство с Михаилом Козаковым.
Еще один крупный проект — исторический фильм Алексея Андрианова «София» — добавил в копилку актеру новую интересную роль – Легата.
«Торгсин»
Одна из самых свежих работ Кирилла Козакова в кино – психиатр-гипнотизер Константин Григорьевич Беркович в криминальной драме Дмитрия Петруня «Торгсин».
Премьера сериала состоялась в 2020 году на телеканале «Россия». Действие разворачивается в Москве 30-х годов прошлого века. Это время великих строек и больших надежд. Почти вручную строятся Днепрогэс, Уралмаш, Магнитка, Челябинский тракторный, Московский и Горьковский автозаводы. Нужно срочно закупать оборудование за границей, но где взять золото и валюту для индустриализации?
Для этих целей по всей стране работают Торгсины — «магазины для торговли с иностранцами» — оазисы благополучия и изобилия, которых советские люди не видели с дореволюционных времен.
Лида Сокольская (Александра Бортич) — девушка, блестяще владеющая несколькими иностранными языками. Вместе со своим братом Алексеем (Алексей Демидов), специалистом по драгоценным камням и сотрудником Академии наук, она переезжает из Ленинграда в Москву.
Во время переезда они находят в вещах умершего отца старинный изумрудный кулон. Лида надеется узнать историю этого кулона, поэтому отправляется с ним в Торгсин. Там она знакомится с директором магазина Виктором Серебровым (Григорий Антипенко).
Виктору приходится регулярно и без оплаты выполнять спецзаказы председателя правления Торгсина Ярового (Александр Носик), своего друга, с которым они бок о бок прошли всю гражданскую войну. При этом Яровой не подозревает, что его жена Анна (Екатерина Климова), актриса и светская львица — любовница Виктора. Сереброва тяготят запросы начальника и связь с Анной. Но все меняется с появлением Лиды.
Всего на счету актера более полусотни ролей в кино. Также в разное время он принимал участие в озвучивании комедий: «Любовь-морковь 3» Сергея Гинзбурга и «220 вольт любви» Владимира Филимонова. А в 2010 году выступил в качестве режиссера и сценариста фильма «Репетиция бенефиса» по произведениям Чехова, Мольера, Грибоедова и Ростана. Этот телевизионный моноспектакль Кирилл Козаков поставил специально для своего отца.
Фильмография Кирилла Козакова
Попробовав себя в профессии пекаря и повара, осветителя и монтажника, парень решил поступать в МХАТ на факультет постановки. Но проходя по длинным коридорам вуза, он услышал как декламируют стихи и это выступление поразило воображение юного мечтателя. Кирилл решил стать актером. Отец долго отговаривал сына от этого шага, упирая на множество недостатков профессии. Но ведь сам Козаков старший всегда учил сына:»Не бойся смотреть в завтрашний день, даже если он гибелен».
Кирилл Козаков поступает в ВТУ им. М.С Щепкина на курс Коршунова и оканчивает его в 1984 году.
С этого же года берет старт активная карьера. Он играет в телеспектакле «Сцены из трагедии М.Ю Лермонтова «Маскарад» роль Неизвестного. Петра 3 в сериале «Михайло Ломоносов».
От отца ему досталась аристократичная внешность и талант. Поэтому Козакова младшего часто приглашают играть роли аристократов. Например, граф Кутасов в фильме «Сильнее всех иных велений» или князь Черемшатов из драмы «И свет во тьме светит». Но большую известность Кириллу Козакову принесла роль графа Анжуйского в телевизионном сериале «Графиня де Монсоро». И ровно через год актёр играл в фильме «Романовы. Венценосная семья»
Много снимаясь в фильмах и сериалах, актёр всегда признаётся в страстной любви к театру. За годы в профессии он успел поработать в театрах им.Ермоловой и Моссовета,в театре Киноактера.На сегодня он является ещё и режиссером- постановщиком нескольких спектаклей, «Король лир»и «Репетиция бенефиса», где он выступил и в роли сценариста. Сыграл яркие роли в таких знаменитых фильмах: «Очарование зла», «Русское средство», «Месть», «Охота на беркута». С 2012 года видят свет яркие картины:»Фламандский гамбит», «Эффект Богарне», «Курьерский особой важности». Фильм «Часы Калиостро»выходит в 2014 году.
На сегодня, именитый лицедей продолжает сниматься в популярном мистическом сериале «Пятая стража» в образе вампира по имени Феликс. Съёмки продлили на третий сезон. Несмотря на то что это сериал, Кирилл увлечен этой ролью. Образ Феликса, руководителя детективного агентства где работают не люди, а мистические персонажи, пришелся по вкусу зрителям. Исполнитель главной роли, Кирилл Козаков видит в поступках своего героя вечные нравственность и доброту.
Личная жизнь
Актер был неоднократно женат. От первого брака с Юлией у него есть сын Антон, который сейчас живет в Нью-Джерси.
Второй женой Кирилла была Алена Яковлева – дочь выдающегося актера Юрия Яковлева. Их любовь увенчалась рождением Маши. Но как только девочке исполнилось четыре месяца, супруги расстались. Почти 14 лет отец и дочь практически не общались, однако затем их отношения наладились. Мария выросла и пошла по стопам родителей, тоже стала актрисой.
Третий официальный брак Кирилла Козакова был зарегистрирован с дочерью сценариста Юрия Ряшенцева – Марией Шенгелая.
О своих спутницах жизни актер говорит: «Было три брака. Действительно, мне интересны женщины, которые были в моей жизни. Я им очень благодарен, у нас хорошие со всеми отношения. Меня интересуют умные и, безусловно, красивые. У меня они, правда, красивые… Потому что красота всегда идет изнутри».
Сын Михаила Козакова – Кирилл
Очень похожий на отца Кирилл Козаков стал вторым ребенком в семье Греты Таар и Михаила Козакова. Мальчик родился в Москве в ноябре 1962 года. Кириллу было три года, когда рухнул брак родителей, его и сестру Катю воспитывала мама.
Михаил Козаков в молодости и его взрослый сын Кирилл
Детство Кирилла проходило в творческой атмосфере – мама работала костюмером на киностудии и телевидении, отец прививал сыну любовь к литературе.
Михаил Козаков с сыном Кириллом
Кирилл Михайлович Козаков в молодости попробовал себя в разных сферах, работал поваром, монтажником, почтальоном, бетоноукладчиком. Потом решил выбрать творческую профессию.
Кирилл Козаков окончил Высшее театральное училище имени Щепкина.
Старший сын Михаила Козакова, имея аристократическую внешность, убедительно играет известных исторических личностей и мистических героев, и в кино, и на сцене Театра на Малой Бронной.
Кирилл Козаков в фильме «Романовы. Венценосная семья», 2000 г.
Личная жизнь Кирилла не менее насыщенная, чем у его отца. С первой супругой Юлией у актера родился сын Антон. Но после развода жена увезла Антона в США, они живут в Нью-Джерси, Михаил Михайлович сожалел о том, что редко видел своего внука.
Кирилл Козаков с дочерью Марией и женой Аленой Яковлевой
Вторая жена Козакова-младшего из кинематографической семьи – актриса Алена Яковлева, дочь знаменитого актера Юрия Васильевича Яковлева.
Михаил Козаков с внучкой Марией и сыном Кириллом
У пары родилась дочь Мария Козакова, которая тоже выбрала профессию актрисы. Кирилл женат уже в третий раз, на дочери сценариста Юрия Ряшенцева – Марии Шенгелая.
Интервью
О фамилии
«Бытует такое мнение, что представителей известных актерских династий всегда кто-то как-то продвигает, помогает им. В студенческие годы меня это беспокоило, думаю, и Машу (дочь) тоже. Но когда ты начинаешь работать, то только твои способности и трудолюбие имеют значение, просто за фамилию никто не дает ролей, не снимает в кино. А фамилия — это скорее ответственность, но не помощь и не помеха».
О приметах
«В приметы я не верю. Есть, конечно, что-то совсем уж простое, что живет с нами с детства. Допустим, черная кошка дорогу перебежала, и ты машинально обращаешь на это внимание… Но серьезно относиться к этому я не могу».
О профессии
«Искусство — это результат. А для того, чтобы был результат, надо работать. Профессия наша не в том состоит, чтобы получать призы и звания. Творчество — дело замечательное, но у нас здесь не творческая мастерская, а производство. Разумеется, с элементами творчества. Но, прежде всего, это — нормальная работа, как любая другая, на которую люди ходят ежедневно».
«Принимая решение соглашаться или нет ли на ту или иную роль, я руководствуюсь не интуицией, а материалом все-таки. Другое дело, что не всегда проект продолжается так же, как ты его ощущаешь в самом начале. В любой работе нельзя просто полагаться на обстоятельства и плыть по предложенному течению, многое зависит от тебя самого и, конечно, от взаимодействия с режиссером».
«Мне интересно оправдывать сыгранных мною мерзавцев. Мне говорят: «У вас получился великолепный негодяй!» Да, потому что ты его оправдываешь. Это оправдание и способствует появлению глубины образа. Это же азы театральной школы: играешь отрицательного персонажа — ищи в нем положительные качества, играешь положительного – наоборот».
«Знаете, как правило, состоявшиеся артисты в большинстве своем работали в театре. Театр дает очень многое: контакт с партнером, понимание зрительской реакции. Это — работа более скрупулезная, чем в кино. Ведь в кино, особенно сейчас, на репетиции дается очень мало времени. И твой актерский механизм, твоя система должны быть уже отстроены-отлажены. Сделать это можно только в театре».
«Иногда надо делать перерывы. Чтобы подумать, а туда ли ты идешь, в верном ли направлении. Это очень важно! Наша профессия — это, конечно, творчество. Но в большей степени это — ремесло, и у зрителя не должно быть возможности подкопаться, придраться. Не должно быть вранья. А чтобы владеть ремеслом, надо быть в форме, надо работать постоянно».
По материалам Википедии, сайтов: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, vk.com, vmireteatra.ru, kp.ru, peoples.ru, uznayvse.ru, zhar-ptica.com, 24smi.org, lifeactor.ru, book-face.ru, zhigunov.narod.ru.
Фильмография: Актер
- Торгсин (2017), сериал
- София (2016), сериал
- Затмение (2016)
- Сын моего отца (2015), сериал
- Таинственная страсть (2015), сериал
- Ради любви я все смогу (2015), сериал
- Вычислитель (2014)
- Пятая стража (2013), сериал
- Курьерский особой важности (2013)
- Преступление по наследству (2012)
- Эффект Богарне (2012)
- Время Синдбада (2012)
- 1812-й. Отечественная. Великая (2012)
- Терминал (2011)
- «Кедр» пронзает небо (2011), сериал
- Терминал (2011), сериал
- Русский шоколад (2010), сериал
- Крем (2009), сериал
- Кармелита. Цыганская страсть (2008), сериал
- Женщина без прошлого (2008), сериал
- Месть (2007)
- Русское средство (2006)
- Очарование зла (2005), сериал
- Виола Тараканова. В мире преступных страстей (2004), сериал
- Наваждение (2004), сериал
- Моя граница (2002)
- Романовы: Венценосная семья (2000)
- Графиня де Монсоро (1997), сериал
- Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца (1994), фильм-спектакль
- Дафнис и Хлоя (1993)
- Роман с кокаином (1993)
- Арбитр (1992)
- Футболист (1990)
- Визит дамы (1989)
- И свет во тьме светит (1988), фильм-спектакль
- Асса (1987)
- Сцены из трагедии М.Лермонтова «Маскарад» (1985), фильм-спектакль
- Сильнее всех иных велений (1987)
- Фауст (1985)
- Михайло Ломоносов (1984), сериал
- Гете. Сцены из трагедии «Фауст» (1986), фильм-спектакль
- Цезарь и Клеопатра (1979), фильм-спектакль
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
1986 | Михайло Ломоносов | Пётр II |
1987 | Асса | Платон Зубов |
1987 | Сильнее всех иных велений | граф Кутаисов |
1989 | Визит дамы | молодой влюблённый |
1990 | Футболист | Артур |
1991 | Арбитр | Монах |
1992 | Дафнис и Хлоя | Гнатон |
1997 | Графиня де Монсоро | герцог Анжуйский |
1998 | Романовы. Венценосная семья | Яков Свердлов |
2000 | Чёрная комната | Салье |
2002 | Моя граница | Жан |
2004 | Наваждение | Кир |
2004 | Виола Тараканова. В мире преступных страстей | Антон (серия «Чёрт из табакерки») |
2005 | Очарование зла | Вальтер Кривицкий, офицер НКВД |
2006 | Русское средство | Патрик Доберман |
2007 | Женщина без прошлого | Йоргас Павлиди |
2007 | Месть | Гоша |
2007 | Русский шоколад | Леонид Кольцов |
2009 | Кармелита. Цыганская страсть | Бахти, отец Хитаны |
2009 | Крем | незнакомец |
2010 | Терминал | Фёдор Михайлович, главврач |
2011 | «Кедр» пронзает небо | Борис Евсеевич Черток |
2011 | Дело гастронома № 1 | Михаил Козаков (псевдо-камео) |
2012 | Эффект Богарне | Лев Кочубей |
2012 | Преступление по наследству | Павел |
2013-2016 | Пятая стража | вампир Феликс |
2013 | Курьерский особой важности | Дзержинский |
2013 | Время Синдбада | Аль-Галиб |
2014 | Вычислитель | капитан |
2015 | Сын моего отца | полковник |
2016 | Таинственная страсть | исполнитель роли Петра Адуева в спектакле «Обыкновенная история» |
2016 | София | Антонио Бонумбре, папский легат |
2017 | Торгсин | Константин Григорьевич Беркович |
2017 | Затмение | шаман |
2018 | Этюды о свободе (эпизод «Рай») |